Вместо предисловия

Русская история последних двух столетий основательно убедила нас в том, что социальные беды и потрясения нашего общества происходят от забвения святой православной Христовой веры.

Такой вывод позволяют, в частности, сделать те события, которые свершились в течение двух временных периодов: четверти века после принятия советского и российского федеративных законов об охране памятников и почти столетия со времени образования Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины под председательством великого князя Николая Михайловича.

Между этими двумя общественными явлениями российской истории ХХ века, как известно, пролегают страшные, по выражению Сергея Есенина, «жуткие и кровавые» времена разрушения прежнего уклада жизни и варварского уничтожения тех культурных сокровищ, которыми располагала Российская держава до революционных потрясений 1917 года.

Ныне мы сокрушаемся о том, что было содеяно безбожным советским правлением в отношении национальных реликвий, однако не стоит забывать, что нечто подобное, конечно, в несравненно меньших масштабах происходило в России и в девятнадцатом веке, когда без всяких научных исследований сбивались старые фрески и записывались древние иконы, и в восемнадцатом, когда без возобновления сносились древние церкви, уступая место ассамблеям, театрам и прочим заимствованным у Европы общественно-увеселительным учреждениям.

На смену понятию «святыня» пришло название «памятник», которое утвердилось в русском общественном обиходе не в советское время, а гораздо раньше – во времена правления Николая I, когда по его указу был составлен свод древностей Российского государства. Примерно к этому (чуть более раннему – Н. В.) времени относится высказывание А. С. Пушкина по поводу написанной Н. М. Карамзиным «Истории Государства Российского» – что ее появление «... наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Светские люди бросились читать историю своего отечества. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом».

Забвение святоотеческих преданий, как видим, началось не в двадцатом веке…

Примечательно, что в разные периоды послепетровской и послереволюционной истории России под влиянием философских, социальных и других мистерий происходило не только его моральное или физическое разрушение национального достояния – в разные времена в разной степени, но – самое главное – утрачивался смысл его истинного назначения.

Похоже, что в теперешние времена мы, уже познавшие коварную магию лозунгов построения на земле коммунистического рая и других новаций, выпрастываемся из тенет этих умонастроений и начинаем понимать, что восприятие древнерусских ценностей только как памятников культуры или произведений искусства весьма ограничено, мало что дает уму и сердцу, лишая эти ценности самого главного, ради чего они создавались – ради спасения человека во Христе Иисусе. И ностальгия о том, как основательно было поставлено дело охраны памятников истории и культуры в последние времена коммунистического правления, о том, как хорошо «способствовали памятники воспитанию морального облака советского человека», здесь совершенно не при чем, как не при чем и ставшее столь модным в 1990-е годы увлечение православной верой, когда в Русской Православной Церкви начали было видеть очередной социально-идеологический институт на манер прежних советских.

В этом смысле предлагаемая читателям книга иерея Александра Парфенова «Святыни Ростова Великого» весьма актуальна, потому что представляет читателям сведения о культурном наследии древней столицы Русского Севера, лишенные штампов социального подхода и неточностей, которые десятилетиями кочевали из одного издания в другое.

Отец Александр Парфенов родился в Москве, но уже многие годы служит священником Никольской церкви бывшего Богоявленского Авраамиева монастыря Ростова Великого – ныне ставропигиального подворья Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Все это время он, помимо исполнения своих обязанностей священнослужителя, много сил отдал восстановлению этого древнейшего в России монастыря, а также изучению ростовских святынь.

Книга совершенно не случайно имеет подзаголовок «Спутник паломника», ибо предназначена отнюдь не для досужих туристов или сурово настроенных искусствоведов. Ее читатели – это те страждущие, утомленные неурядицами нашего времени люди, которые в своих скорбях, бедах и болезнях дерзают посетить места, где Промыслом Божиим совершались чудотворения и обильно изливалась на наших соотечественников Божия благодать – единственное средство избавления людей от их нынешнего часто очень нерадостного существования.

Важно, что книга содержит сведения о новомучениках и исповедниках Российских, «весь живот свой» положивших на сохранение православной веры в нашем Отечестве во времена жестоких гонений на Церковь.

Как известно из Священного Писания, наша Православная Церковь основана самим Господом нашим Иисусом Христом. По учению святых отцов, она, как и другие Поместные православные церкви, несет в себе всю полноту христианской истины. Со своим многовековым, «не от мира сего» укладом, традициями и созданными духовными ценностями единая, святая, соборная и апостольская церковь является живым и вечным свидетелем Боговоплощения, из чего следует, что русские православные святыни – древние и новые – возрождаются и появляются прежде всего потому, что две тысячи лет назад произошло чрезвычайное и необыкновенное событие для всех времен и народов: явление на земле второго Лица Святой Троицы – Иисуса Христа, в образе человека пришедшего спасти падший в грехах людской род и Своей крестной смертью и воскрешением открыть ему путь в Царствие Небесное и вновь приблизить к Богу.

Похоже, что в начале XXI века мы, как и во времена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, заново открываем для себя эти вечные истины, в чем, несомненно, поможет нам книга священника Александра Парфенова.

 

Н. Н. Визжилин

 

Hosted by uCoz