От автора

Древний русский город Ростов широко известен своими древностями и памятниками искусства, но пришло время сосредоточить внимание на том, что составляет подлинную славу Ростова – на его святых местах. Основные святыни Православия – это прежде всего Чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих. Несомненная благодатная и целительная сила святынь свидетельствует о милости Божией к десяткам поколений русских людей, хранящих богооткровенную и спасительную Православную веру.

Паломничество к ростовским святыням на автобусах, автомобилях, электричке стало явлением в жизни города, однако имеющиеся у паломников сведения старых путеводителей безнадежно устарели и нуждаются в научном осмыслении на основе традиционного православного подхода, который дал бы ответ на духовные вопросы россиян XXI века.

Одной из первых и известных книг, посвященных городу, была книга графа Михаила Васильевича Толстого, которая так и называлась: «Древние Святыни Ростова Великого». Изданная впервые в 1847 году, она выдержала несколько изданий, содержание которых, кстати, обновлялось и пополнялось. Правда, труд графа М. В. Толстого, как первый в этой области, отличается как доверием к не всегда точным устным рассказам современников, так и невнимательным прочтением житий святых и других источников. Эта невнимательность вполне объяснима и простительна при огромной массе явившихся впервые, и часто противоречивых, до той поры неизвестных сведений. М. В. Толстой в целом занимался российской святостью. Его книга «Жизнеописание угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии» была издана в Ярославле в 1905 году. В 1991 году, по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Платона был издан сборник «Ярославские угодники Божии». В сборник целиком вошла упомянутая книжечка графа М. В. Толстого «Жизнеописание угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии». В наше время это единственная популярная книга о ростовских святынях.

Последние десятилетия ХIХ и начало ХХ века отмечены деятельностью краеведа и писателя, ростовского купца Андрея Александровича Титова. Среди его изданий есть и книга «Ростов Великий и его святыни», изданная в 1895 году. А. А. Титов, пользовался научными достижениями своей эпохи, он лично издавал по рукописям жития почти всех ростовских святых. Издания А. А. Титова стоят неизмеримо выше изданий его предшественников, они заложили фундамент ростовского краеведения в ХХ веке. Недостатком книг А. А. Титова явилось введение в научный оборот сведений из «рукописей», фальсифицированных ростовским любителем старины крестьянином Александром Яковлевичем Артыновым.

Жанр научных очерков нашей книги избран ради строгой фактической стороны описания без какой-либо эмоциональной оценки. Описание Ростова в ней имеет строгий иерархический порядок независимо от того, как пройдет путь паломника по ростовским святыням.

По преданию ростовская кафедра основана в первом тысячелетии от Рождества Христова, при святом равноапостольном князе Владимире. Кафедральный собор был посвящен Успению Божией Матери. Ее предстательство и наличие в городе архиерейской кафедры, как неиссякаемого источника благодати и апостольского преемства учительства, привело к дивному расцвету святости.

В 1776 году резиденция архиереев была перенесена в Ярославль, но главный храм города не потерял значения кафедрального. В этом храме служили апостол Ростовской земли святитель Леонтий, святители и чудотворцы Ростовские – Исайя, Игнатий и Феодор, российский Златоуст святитель Димитрий Ростовский, исповедник митрополит Арсений Мацеевич. Служили в Успенском соборе и стяжали дар святости и многие другие, малоизвестные теперь архиереи Ростовские, которые были погребены в нем. Большое значение в деле христианского просвещения имели древние монастыри Ростова. Предание приписывает большую роль в преодолении язычества основателю Богоявленского монастыря преподобному Авраамию Ростовскому. Значение в военно-политических событиях Смутного времени ростовского святого – преподобного Иринарха Затворника вполне сопоставимо с тем, какое значение имел в русской истории Преподобный Сергий Радонежский. Многие ростовские монастыри стали почитать своих святых основателей – преподобного Петра, царевича Ордынского в Петровском монастыре, святителя Иакова Ростовского в Спасо-Яковлевской Димитриевой обители, преподобных Феодора и Павла в обители страстотерпцев российских Бориса и Глеба. Жизнь Ростовских подвижников навсегда вошла в духовное бытие древнего города, а ростовские монастыри целые столетия определяли его облик.

Богослужение и духовная жизнь кафедрального собора и монастырей послужили образцом для появившихся в Ростове приходских храмов. В XVXVI веках, после многих столетий войн и неурядиц, в жизни ростовцев явились черты благоустроенности. В этих обстоятельствах явились подвижники особого рода – Христа ради юродивые Исидор и Иоанн Власатый. Не имея в суровом климате Русского Севера ни жилья, ни постоянного источника пищи, они проповедовали Евангелие своими христианскими подвигами, за что стяжали от Бога дары прозорливости и чудотворений. Эти святые были погребены в ростовских приходских храмах.

В те времена, в Ростовской земле, на краю большого болота, является образ Иисусова Креста. От этого Креста с изображением Спасителя происходят многие знамения и чудеса, которые укрепляют Ростовских подвижников благочестия в верности выбранного пути.

Ростов особенно привлек к себе богомольцев и паломников после обретения в XVIII веке святых мощей и прославления в лике святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

В середине XIX века, в разгар Крымской войны, в Ростове обращаются к памяти князя-мученика Василька Константиновича. Святой, которого ничем было нельзя заставить отречься от христианской веры, восполнил лик Ростовских мучеников. В начале XX века, после обращений настоятелей Успенского собора, будущий всероссийский патриарх и исповедник, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Беллавин) прославил князя Василька в лике святых. В 1910/11 годах жители Ростова пережили духовный подъем в связи с явлением в приходском храме города новой чудотворной иконы Божией Матери. Вести о происшедших от иконы чудесах, облетели весь город и живо напомнили времена, запечатленные в древних рукописях и старопечатных книгах.

В 1912 году, в подклете одного монастырского храма, была устроена церковь во имя Светлого Христова Воскресения. В этом подземном храме была устроена копия Иерусалимской часовни Живоносного Гроба Господня, весьма похожая на подлинник. Таким образом, Ростов в начале XX века представлял собой благодатную святую землю для своих жителей и паломников.

Сила традиции и благочестия была столь велика, что говорить, что ростовские храмы были «закрыты и поруганы» после революции было бы несправедливо. По свидетельству современников, организованное советской властью вскрытие мощей угодников Божиих, принесло эффект, обратный ожидаемому. Вместо охлаждения религиозного чувства усилилось почитание и поклонение Ростовским святым. Ничего не изменилось в жизни ростовских святынь и после кампании «изъятия церковных ценностей».

Относительно спокойная обстановка сменилась лишь в 1929–1931 годах, когда начались жестокие репрессии священнослужителей. В эти три года прекратились богослужения почти во всех ростовских храмах и монастырях. Началась гибель приходских храмов и монастырских соборов как памятников истории и культуры. Снос храмов продолжался до 1960-х годов. Самым страшным явлением в жизни города этой эпохи было давление на духовную культуру и свободу религиозной совести жителей Ростова. Люди подвергались административным репрессиям даже за такое невинное деяние как крещение детей.

В этой обстановке уцелевшие в период гонений храмы и монастыри Ростова остались во многом бесхозными и погибавшими от равнодушия к ним. Чтобы спасти наследие веков и привести постройки в пристойный вид, в 1989 году был начат последовательный процесс, получивший в обществе название «передача храмов и монастырей Церкви». К 2002 году в Ростове не осталось храмов, за которыми не была бы закреплена та или иная религиозная община Русской Православной Церкви.

После гонений на Церковь и разрушений храмов святой облик Ростова начала ХХ века не смог сохранится в первозданном виде. Однако в целом ростовские святыни, Чудотворные иконы Божией матери, святые мощи, гробницы и реликвии Ростовских святых благополучно пережили эту печальную для Православия эпоху, в чем нельзя не видеть несомненного чуда и действия Промысла Божия. Восстановление былого благолепия идет столь быстрыми темпами, что не имеет смысла отражать его в нашем издании по причине быстро происходящих успехов и перемен.

Тем не менее, все ростовские святыни выглядят сейчас не так, и находятся не на тех местах, как это было перед революцией. В советскую эпоху запрет на православную духовную культуру действовал и в научной среде. Поэтому расцвет научной и издательской деятельности о ростовских святынях пришелся на те же времена, что и расцвет нового церковного строительства в Ростове, то есть на 1990-е годы и на начало XXI века. Своими публикациями и статьями ученые, в основном специалисты из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», внесли большой вклад в сохранении и изучении исторических судеб ростовских святынь. Необходимо отметить больших мастеров своего дела: В. И. Вахрину, А. Е. Веденееву, А. Г. Мельника, Т. Л. Никитину, В. Г. Пуцко, С. В. Сазонова и многих других, без подвижнического научного труда которых эта книга вряд ли была бы написана.

Все сказанное выше вполне объясняет, почему автор решил вновь объединить сведения обо всех ростовских святынях и представить их в одной книге, и надеется, что она послужит в назидание жителям богоспасаемого города Ростова и в помощь благочестивым поклонникам ростовских святынь.

Святыни незримо влияют на жизнь людей, и вдумчивому человеку всегда интересны исторические и культурные обстоятельства их исторического бытия, поэтому провести четкое разграничение между понятиями благочестия и культуры, к счастью, не удается.

Разумеется, каждый, в особенности освященный и действующий храм, является святыней. Все это так, но что же заставляет паломника покидать свой дом и отправляться к местам особого действия Божией благодати? Несомненно, чтобы самому оказаться в месте проявления спасительной благодати – там, где совершилось чудо Божие. Это необходимо для подкрепления веры, но чаще для помощи в какой-либо скорби, как правило, в неизлечимой болезни. Чудеса дополняют благодать, существующую в храме, как евангельские и апостольские чудеса дополняют проповедь Христа и апостолов. Человеку иногда необходимо сильнейшее проявление благодати Божией. Нет нужды много размышлять об этом, но необходимо прославлять Того, от Кого это происходит. Общеизвестно, что многие описанные в Евангелии чудеса Церковь воспоминает ежегодно в своих праздниках. В Ростове, также как и в любом другом месте, чудесные проявления силы Божией, память Ростовских святых проявляется в организованном Церковью почитании. Прославление святого, как правило, означает внесение в церковный календарь дат памяти события, написание песнопений праздничного богослужения, составление жития. В Ростове все это делалось, как и везде, с благословения Ростовского архипастыря. Благочестие и культура христиан предполагают определенную форму почитания чуда на самом месте проявления силы Божией. чудотворные иконы при этом помещаются в особые киоты, а прославленные Церковью святые – в гробницы, украшенные в соответствии со вкусами эпохи. Давно уже сложилась эта христианская традиция представления святынь.

Главная святыня любого храма – это алтарь. В благоустроенном храме алтарное пространство всегда находится на одну или более ступеней выше пола основного помещения храма. Это возвышение называется солея, она подчеркивает сакральность алтаря. В бытовом, прикладном смысле солеей называют ту ее часть, которая находится перед иконостасом. На это возвышение можно подниматься чтецам и певцам, а также прихожанам в особых случаях. Здесь, на солее, в силу ее возвышенного положения и сакрального значения чаще всего и располагаются святыни. К ним всегда можно приложиться, не нарушая общего порядка богослужения. Поднятые из земли святые мощи этих угодников Божиих помещаются в особым образом украшенный гроб, который называется рака. Рака находится на постаменте. Постамент и раку венчает вырезанная из дерева сень.

Святые мощи Ростовских угодников Божиих – святителя Димитрия, митрополита Ростовского и преподобного Авраамия Ростовского почивают на солее Троице-Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря. На солее Успенского собора хранится ковчег со святыми мощами святителей Ростовских: Исайи и Игнатия. Святые мощи других Ростовских святых находятся «под спудом», то есть не подняты из земли. В этом случае гробницы расположены над местом погребения святых.

Часто такие гробницы оформлены по образу гробниц святых, чьи останки были подняты из земли и находятся на солее. Например, место погребения Ростовского святого блаженного Иоанна Власатого обозначено в интерьере храма отдельным постаментом, на котором располагается богатая рака, рядом непременный атрибут гробницы – икона святого, и все это венчает резная сень.

Даты празднования чудотворных икон и памяти святых, имеющих общецерковное почитание, указаны в книге по православному церковному календарю. Дни памяти местночтимых святынь установлены в согласии с богослужебной практикой или указаны по письменным источникам. Святыни Ростова открываются по мере открытия и усвоения церковного предания, закрепленного в богослужебных книгах. Церковная память, богослужение незримо, но очень прочно связывают прошедшие и современные поколения, объединяют небесную и земную Церковь. Во времена восстановления разрушенных святынь, церковная память о святых и святынях является основой для возрождения их почитания на месте.

В связи с этим представляемая читателям книга построена таким образом, чтобы паломник обладал всей полнотой сведений о том месте, которое видит перед собой. Даты преставления святых даны по старому стилю.

Автор отчетливо понимает, что издание не может быть свободно от погрешностей, и поэтому заранее просит прощения у своих читателей и сердечно благодарит хранителей, священников и монахов ростовских храмов, оказавших содействие в собирании материалов для книги.

священник Александр Парфёнов©

Hosted by uCoz