Ростовский Петровский монастырь

Ростовский Петровский монастырь был основан в XIII веке преподобным Петром царевичем Ордынским, Ростовским чудотворцем (†1290; память 30 июня / 13 июля) на месте явления святых первоверховных апостолов Петра и Павла (память29 июня / 12 июля). В 1257 году святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая / 3 июня) по нуждам Церкви находился в Золотой Орде. Ласково принятый ханом Берке, святитель Кирилл рассказал ему о святой вере, как распространял ее в Ростове святой Леонтий чудотворец, какие чудеса совершаются при его мощах. Проповедь святителя не осталась напрасной, на нее откликнулся племянник хана. Юный царевич был сыном богатой вдовы, но, уверовав во Христа, стал раздавать это богатство нищим единоплеменникам, пожертвовал кое-что и владыке Кириллу. Во время вторичного пребывания епископа у хана, царевич решился удалиться со святителем в Ростов, чтобы там принять святую веру. Не смея открыть своих намерений матери, боясь власти дяди, он тайно ушел из Орды. На дороге, догнав епископа, он со слезами просил взять его с собой.

В Ростове царевич жил в доме епископа, ходил смотреть на чин богослужения, слушал чтение и пение, все это приводило его в духовную радость. Царевич просил крестить его, но только после смерти хана Берке, святитель окрестил его с именем Петра. Житие говорит, что ростовский князь также полюбил Петра, что даже не садился за трапезу без него. Когда святитель Кирилл скончался, на Ростовскую кафедру взошел святитель Игнатий. При нем Петр продолжал жить в кафедральном доме, продолжая усердно посещать храм Божий, по временам забавляясь соколиной охотой на берегу Ростовского озера. Раз, замедлив до ночи у озера на этой охоте, он заснул. Его разбудили два сияющих как солнце мужа, которые сказали ему: «Друже Петре, милостыня твоя и молитва услышана Богом». Это были, святые апостолы Петр и Павел. Они, подняв его, ласково сказали: «Мы посланы к тебе Богом, в Которого ты уверовал и желаем, чтобы здесь, где ты заснул, была создана церковь в наше имя». Затем они дали царевичу два мешка, один с золотом, другой с серебром, и стали невидимы. Петр пробыл в молитве до утра на месте, где явились ему апостолы. В ту же ночь святителю Игнатию явились апостолы и приказали построить храм посвященный апостолам. Устрашенный тоном приказания и видом их, святитель утром пригласил к себе князя, и, рассказав ему о видении, спросил: «Не знаю, что делать? Недоумеваю, где строить храм?» Выслушав рассказ царевича Петра, отслужили молебен и совершили крестный ход на место явления святых апостолов. Царевич выбрал обширную площадь на берегу озера и здесь, на отведенном месте был построен храм первоверховных апостолов Петра и Павла. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году. Незадолго до своей кончины святой Петр царевич принял иночество и с этого дня, как пишет житие преподобного, положено начало ростовскому Петровскому монастырю.

Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Поместное празднование установлено на Соборе 1547 года при митрополите Всероссийском Макарии.

В 1682–1684 годах, вместо деревянного собора был выстроен каменный собор во имя апостолов Петра и Павла. В 1692–1696 годах была построена теплая двухэтажная церковь во имя Похвалы Божией Матери. В 1805–1811 годах обитель возвела настоятельский корпус, а в 1835–1845 годах монастырь был окружен оградой с башнями. В ограде, рядом с проездными воротами стояла высокая трехъярусная колокольня.

В соборе во имя апостолов Петра и Павла как святыня находилась гробница преподобного Петра, царевича Ордынского. На украшенном постаменте стояла серебряная с позолотой рака. Постамент и раку венчала вырезанная из дерева позолоченная сень. Рака была пуста, так как мощи святого находились под спудом. Монастырь числился заштатным и находился в удаленном загородном месте. За стенами только один ряд маленьких деревянных домиков древней Петровской слободы. При Московско-Ярославском шоссе, в полуверсте от монастыря, стояла каменная часовня с теплой комнатой для сторожа. При ней были водокачка и водопой для лошадей.

В 1910 году в монастырской летописи, записаны чудеса, происшедшие от мощей преподобного Петра: «В последнее время во времена неверия и разврата, Господу угодно было выручить нашу обитель благодатными чудесами. Здесь описываются вкратце самые чудеса, а подробности будут по возможности обследованы и переданы печати.

1. У раки преподобного Петра царевича исцелилась девица Клавдия из деревни Новоселок, привезенная после 6-летнего расслабления и сама восшедшая по ступенькам в храм Петра и Павла; наружное описание храма она видела во сне.

2. У преподобного же исцелился человек немой из-за озера Неро, о котором свидетельствует старец монах Ананий.

3. У раки преподобного исцелилась девочка, страдавшая падучей болезнью, проживающая в Ростове. Девочка слышала голос, призывающий к святому «из татар». Потом умиленно было видеть, как детка сидела, прижимаясь к раке, осияемая улыбкой.

4. У образа исцелилась старуха на костылях из-за озера Неро, и костыли ей больше не понадобились.

Слава Богу, благодателю нашему, во веки веков. 1911 год.

Еще чудо: 9 января дал письменное показание крестьянин Павел Григорьевич Петруков об исцелении у него при раке преподобного Петра царевича больной ноги, которую предстояло ампутировать…»

Было также записано удивительное чудо исцеления крестьянки Вятской губернии Сарапульского уезда Ксении Григорьевны Богатыревой, занявшее в рукописи несколько страниц. У этой девушки отнялись ноги. В ее приходе находилась икона преподобного Петра. После молебна перед этой иконой Ксения получила облегчение. Она рассказала, как в ночь на 21 сентября 1909 года ей явился «святой угодник Петр царевич вместе с преподобным Авраамием Ростовским, которые на ее вопрос назвали себя по именам. Преподобный Петр взял меня за руки и сказал: «Когда получишь исцеление, тогда иди с миром ко мне в Ростов». Спустя время, девушка прибыла в Ростов и рассказала потрясенным монахам о совершившемся исцелении.

Примечательно явление преподобного Авраамия Ростовского вместе со святым царевичем Петром.

Здесь же другая запись: «Мещанка города Ростова Дарья Петровна Родионова заявила, что месяца три тому назад она заболела глазами, сделалась резь, и она перестала видеть. Проболев недолго, она стала просить помощи у Господа, чтобы он исцелил ее от болезни, в виду того, что у нее пятеро детей, а она служит сама на фабрике. Затем она стала прилечивать глаза водой, что у колодца при часовне преподобного Петра царевича и получила исцеление в тот же день. Сейчас она здорова. За свою мать расписалась Ольга Николаевна Иванова».

Мы видим, как приобрела целебную силу обыкновенная вода из придорожной водокачки.

Осенью 1917 года обитель Петровская освобождается от иноков для того, чтобы в ее постройки смогли въехать при эвакуации сестры эстонского Пюхтицкого женского монастыря. Несмотря на довольно краткое пребывание в Петровской слободе, сестры Пюхтицкой обители оставили здесь своеобразный памятник. В наше время в окрестностях Петровского монастыря можно встретить выложенные на манер стога дровяные поленницы. Без сомнения местные жители научились этому у монахинь Пюхтицкого монастыря, где такая манера складывать дрова используется до сих пор, как впрочем, и в других местах Эстонии и в Псковской области.

В 1928 году происходят следующие события. Властям удается «освободить совершенно от совершения культовых обрядов здания б. Петровского монастыря», а община, как не способная «содержать находящиеся в ее пользовании церкви», вливается в Авраамиевскую общину. Архимандрит Симеон, последний настоятель Петровского монастыря, проживал на первом этаже бывшего Введенского храма Богоявленского Авраамиева монастыря.

После закрытия богослужений в Петровском монастыре был разрушен, памятник XVII века – собор апостолов Петра и Павла.

История Петровского монастыря в советскую эпоху малоинтересна. С годами он все больше терял прежний облик. Разрушена трехъярусная колокольня, бывшая прекрасным высотным ориентиром этого места. Утрачена арка въездных ворот, также и ограда монастыря. В наше время ростовский Петровский монастырь представляет собой сравнительно благополучный комплекс построек с точки зрения сохранности архитектуры и износа сооружений. По углам бывшего четырехугольника стен стоят башни, одна из них пустует, а другие три, как и бывший настоятельский корпус используются под жилье. Чрезвычайный интерес представляет ядро монастырских построек – церковь Похвалы Пресвятой Богородицы и земля, на которой стоял собор апостолов Петра и Павла. В 1999 году был установлен памятный крест, посвященный преподобному Петру, царевичу Ордынскому. В декабре 2000 года начался процесс передачи православной общине храма Похвалы Божией Матери и всех зданий Петровского монастыря.

Монастырь находится на северо-восточном конце города, в направлении Ярославля, за Богоявленским Авраамиевым монастырем.

 

Тропарь преподобному Петру, царевичу Ордынскому, глас 8

Отечества своего Блаженне Петре удалився, / и богомерзкую веру отнюд возненавидев, / от тьмы во свет пришел еси / и вселился еси во славный и многонародный град Ростов, / в немже житие честно пожив, / церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию, / и сию чудными иконами, яко невесту, украсив / святителя же и князя, и вся люди житием твоим удивил еси, / темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре, / и моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Кондак, глас 4

Явися велие солнце Христовой Церкви, / просвещая учения светлостьми, всечестне, / яко черпалом златым, / от кладязя неископанного чудес почерпл еси, / от источника неистощимаго, / на память успения твоего пришедшим, всеблаженне Петре, / ныне всем подаваеши грехов прощение, славо преподобным.

 

Молитва преподобному Петру, царевичу Ордынскому

О преподобне Петре царевиче, Ростовский чудотворче! Якоже из мрака языческаго во свет Евангельскаго учения Господь тя призва, тако умоли Его, да и нас по неизреченней Своей благости и человеколюбию измет всесильною Своею десницею из тьмы греховныя и осияет сердца наша к деланию Его Божественных заповедей. Якоже ты, избег мятежа мирских волнений, во ангелоподобное безпечальное житие сподобился еси достигнути, тако сподоби и нам, грешным, моря сего, влаемаго страстьми, пучину безмятежно преплыти, имея тя, отче, кормчаго о Господе нашем, и достигнути чистым покаянием ко пристанищу спасения вечнаго. И якоже имел еси споспешников тебе, верховных апостолов Петра и Павла, в созидании обители, тако подвигни их умилосердитися и о нас, недостойных, и даровати нам от сугубыя апостольския благости дерзновение ко Христу Богу. Веруем бо, яко аще мощи твоя святыя и сокровены в земли, но ты царствуеши со избранными Божиими на Небеси. Исходатайствуй убо, да и нам, грешным, молитвами твоими отверзется дверь Царствия Небеснаго в безконечныя веки. Аминь.

 

Круг чтения

1.      Православный собеседник. 1859. Март. С. 360–376. По списку Казанской Духовной Академии (Солов.) 854. XVI в.

2.      Священник Николай Чуфаровский. Ростовский Петровский монастырь и его основатель преподобный Петр царевич. Ярославль, 1891.

3.      Толстой М.В. Жизнеописания Угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905; по изданию: Ярославские Угодники Божии Ярославль, 1991. С. 25–29.

4.      Иванов Д.А. Спутник по Ростову Великому Ярославской губернии Ростов, 1912.

5.      Рукопись «ГМЗРК Р–455».

6.      Мельник А.Г. Ансамбль ростовского Петровского монастыря // Памятники культуры. Новые открытия. 1989. М., 1990.

Священник Александр Парфёнов©

Hosted by uCoz