Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь – это важнейшая Ростовская обитель. Она стала такой благодаря как славе святителя Димитрия, имя которого известно всему православному миру, так и внешнему виду монастыря. Священноархимандритом Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря является правящий архиерей Ростово-Ярославской епархии.

Монастырь был основан с другой обителью, построенной на полвека раньше. Эту обитель основала после трагических событий татарского нашествия 1238 года дочь святого благоверного князя Михаила Черниговского и сестра преподобной Ефросинии Суздальской, Ростовская княгиня Мария. В битве с монголами на реке Сить погиб ее муж – благоверный князь Василько Ростовский. Тогда княгиня Мария приняла монашеский постриг и основала монастырь. Его назвали Спасский Княгинин. После преставления 9 декабря 1271 года, она была погребена здесь.

Обстоятельства же основания Спасо-Яковлевского монастыря таковы. В начале XIV века в Ростове служил ревностный святитель Иаков, епископ Ростовский (память 27 ноября / 10 декабря). Он был из иеромонахов монастырей ростовских, и ради добродетельного жития был избран на степень архиерейства. При святом Иакове, возник некий еретик именем Маркиан, который своим еретическим безумием научал не поклоняться святым иконам, называя их идолами; и рассеял многие другие душевредные учения. Видя это, добрый пастырь умолил тогда князя и бояр быть прению об этом, при котором Маркиан был побежден и изгнан из города. За святую жизни пришло на епископа Иакова искушение. Одна женщина была поймана в блуде, за что была осуждена на смертную казнь. Святой Иаков не выдавал ее на смерть, а определил ей приличное место и покаяние. За это князья и граждане ростовские изгнали своего пастыря с престола архиерейского. Святитель вышел из города. На берегу озера снял архиерейскую мантию, положил ее на воду. Перекрестившись, он встал на свою мантию и поплыл по озеру. Не вернувшись в город, святитель Иаков основал рядом с Княгининым монастырем обитель во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. В конце XVII века, неутомимый строитель – митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич поддержал угасавшую обитель святителя Иакова и приписал ее к ростовскому архиерейскому дому. Над святыми мощами святителя был выстроен и расписан фресками пятиглавый соборный храм. Он был священ во имя Живоначальной Троицы и стоит до сих пор почти в неизменном виде. Процветавшая и украшенная обитель и ее собор привлекли внимание святителя Димитрия, митрополита Ростовского (память 28 октября / 10 ноября, обретение мощей 21 сентября / 4 октября). Впервые увидев обитель, он сказал: «Се покой мой. Здесь вселюсь в век века». Впоследствии он завещал похоронить себя здесь.

Святитель Димитрий, в миру Даниил Саввич Туптало, родился в 1651 году в 40 верстах от Киева в благочестивой дворянской семье. Он закончил Киево-Братское духовное училище; в Киеве был пострижен и рукоположен в священный сан. После ряда перемещений игумен Димитрий попадает в Киево-Печерскую Лавру, где и начинает главный труд своей жизни: «Жития святых». При этом он проводил за работой не только целые дни, но и большую часть ночи, ложился иногда спать за час до утрени. В 1700 году, как «инок доброго и ученого и благаго непорочного жития» Димитрий вызывается царем в Москву для рукоположения на Сибирскую митрополию. Неоконченный труд житий святых и состояние здоровья не располагали нового архиерея к Сибири. Петр I отменил это назначение, и святитель Димитрий был возведен на Ростовскую кафедру вместо умершего тогда ростовского митрополита Иоасафа. На кафедре святитель неустанно проповедовал Слово Божие, продолжал писать богословские и исторические сочинения, в том числе и обличение старообрядческого раскола. Он объезжал епархию, устраивал запущенные дела. В первый же год служения устроил при Архиерейском доме училище для детей духовенства, где училось до 200 человек. 27 октября 1709 года святитель преставился в своей келье на молитве, и был погребен в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре в церкви Святой Троицы.

В сентябре 1752 года в полу этого храма обнаружились неровности. Начался ремонт, во время которого 21 сентября были открыты и далее при участи священномученика Арсения, митрополита Ростовского (память 28 февраля / 13 марта) освидетельствованы святые мощи святителя Димитрия. Святейший Синод равнодушно отнесся к рапорту об этом событии. Однако при гробе святителя стали происходить исцеления, до 20–40 в год, особенно поразительные при ломоте и расслаблении, при потере речи и слуха, сумасшествия и эпилепсии. Когда записи о чудесах происходящих дошли до императрицы Елизаветы, провели комиссию. Синод вынес определение: прославить святителя, как угодника Божия, а его останки считать святыми мощами. Елизавета сама хотела перенести святые мощи в новую раку, но не смогла, и торжество состоялось 25 мая 1763 года с участием другой императрицы – Екатерины II.

Неразлучной спутницей святителя Димитрия, сопровождавшей его всюду, где Промысел Божий судил жить и трудиться этому великому, благодатному светильнику нашей Церкви была святая Ватопедская икона Богоматери. Эта икона была поднесена афонскими монахами царю Алексею Михайловичу Романову. Царь, в свою очередь пожаловал эту икону святителю Петру (Могиле) митрополиту Киевскому. Затем икона, находившаяся в алтаре Великой церкви Печерской Лавры, архимандритом этой Лавры была отдана святому Димитрию в благословение на труд написания житий святых. Пред этой иконой великий святитель проливал свои молитвы о себе, о своей пастве, пред ней он почил о Господе. Когда в 1752 году тело святителя было обретено нетленным, благоговейное внимание верующих остановилось на Ватопедской иконе Божией Матери, как бывшей его келейной святыней. Пред этою иконою совершались молебныя пения и панихиды по митрополите Димитрии. Пречистая Матерь Божия благосердно внимала молитвам возносимым пред честным Ее Образом. До нашего времени сохранилось официальное сказание о нескольких исцелениях: «1792 года марта 23 дня в честь, славу и хвалу Триипостасному Богу я, севской помещик коллежский протоколист Симеон Терентьев, свидетельствую, что назад тому четвертый год или: больше был одержим глазной болезнью столь сильно, что не мог никакого иметь смотрения; но помощью явившихся мне милостей Божией Матери и святителя Христова Димитрия Ростовского чудотворца, по отпетии Божия Матери акафиста с молебном чудотворца Димитрия, мгновенно освободился от болезни. […] 30 июня 1763 года, Ростовского уезда села Поречья крестьянская жена Марья, Афанасьева дочь, объявила, что она находилась в болезни. У нее в голове и в ногах от рождения содержалась великая ломота, через это она пришла в отчаяние. Слышав о новоявленном чудотворце Димитрии, что многие происходит от святых мощей его исцеления, возымела она обещание идти в Ростов к угоднику Божию, однако обещание ее за домашними нуждами было отменено. Из-за того в 1763 году в июне месяце стала крайне больна от великого расслабления, что и с постели не могла встать. Находящейся ей в той болезни, как случилось ложиться спать и еще совершенно не уснула, было видение, что перед нею оказался образ Богоматери Ватопедской, который имеется в Яковлевском монастыре у мощей святого Димитрия. От того образа было проречение: «Что ты отлагаешь свое обещание!? Ты не слушай никого от домашних, пойди, и молись при гробе святого Димитрия!» Тогда Марья, не взирая ни на какие пререкания и запрещения, сего июня 26-го дня пошла с великою от болезни нуждою в Ростов и пришла в Яковлевский монастырь. Как отправила молебен святителю Димитрию, то в тот же час от болезни своей получила исцеление, о чем, поблагодарив Бога и Его угодника святителя Димитрия, к этому известию оставила записку».

После происшедших событий жизнь обители изменилась. Повысился статус обители, она стала ставропигиальной, то есть непосредственно подчинятся Святейшему Синоду. Изменения в монастыре были не только внешними: в обители явился ряд подвижников духовного делания. Почти неотлучно от святых мощей святителя Димитрия находился гробовой старец иеромонах Амфилохий (1749–1824; память 26 мая / 8 июня). Он происходил из семьи потомственных Ростовских священников. Его деда рукоположил в священники сам святитель Димитрий. В 16 лет стал причетником в церкви Иоанна Милостивого в Ростове. Освоил живописное мастерство, участвовал в росписях храмов Москвы и Ярославля. Рано овдовел и в 29 лет поступил в братство Спасо-Яковлевского монастыря, через два года принял монашество с именем Амфилохия. В 1780 году он поновлял фрески в Зачатьевском храме. Последующие годы иеромонаха Амфилохия были посвящены молитве. Его имя стало известно богомольцам всех сословий. Паломники приезжали в обитель поклониться мощам святителя Димитрия и получали духовное утешение от великого подвижника, известного необыкновенными подвигами благочестия и святостью жизни. Каждый день, по многу часов, отец Амфилохий молитвенно предстоял у гроба святителя Димитрия. И так 40 лет! От долгого стояния в последние годы жизни у старца отнялись ноги, и его возили в церковь в кресле с колесами. Спал он по 5 часов, остальное время проводил в непрестанной молитве. У старца было много духовных чад, со многими он переписывался, наставляя в простой и ясной форме благочестию жизни. Имя Амфилохия стало известно Императору Александру I, который с князем А. Н. Голицыным прислал старцу наперсный крест, украшенный бриллиантами. В свой приезд в Спасо-Яковлевский монастырь 23 августа 1823 года Император принял благословение иеромонаха, вечером же посетил его келью, где они долго беседовали наедине. Отец Амфилохий был любим и уважаем всеми, так что еще при жизни его почитали святым мужем.

Архимандрит ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Иннокентий (1771–1847; память 27 февраля /12 марта), был племянником отца Амфилохия. Он происходил из семьи священников села Поречья, где тоже был священником. Овдовев, поступил в 1813 году в братию Яковлевского монастыря. В 1834 году стал настоятелем обители. «Две черты отличали отца Иннокентия: – говорили знавшие его люди,– первой была непоколебимая твердость в вере православной. К его душе, твердой в благочестии подобно адаманту, не приражались сомнения, мудрования века сего и своемыслие. В частных беседах с людьми просвещенными он разрешал предлагаемые ему вопросы и сомнения кратко, просто, ясно, удовлетворительно. Он, к сожалению, не мог по причине долговременной и тяжкой болезни, предлагать своих поучений народу в храме. Зато смиренная келья отца архимандрита была поистине училищем благочестия. В ней он, смотря на лица, состояние, возраст, духовные нужды приходящих к нему, учил, наставлял, назидал, утешал, просвещал. Одних обращал к Богу, других мирил с ближними. Он имел необыкновенный дар привлекать к себе доверие других. Многие избирали его судьей своей совести и духовным отцом: открывали ему все тайны сердца, все язвы греховные и получали действительное врачевство. Вторым отличительным свойством отца Иннокентия было страннолюбие и благотворительность. Посему келья его, заменявшая ему храм, по совершаемым в ней церковным службам, уподоблялась храму и по великому стечению в нее народа. Никто не выходил от благодатного старца без утешения и помощи; многие не с пустыми руками, все с полным благодарности сердцем. На вопрос одного приглашенного к столу его вельможи, для чего он всякому позволяет вход к себе и в это время, он отвечал: «Не смею не принять Христа, а в чьем лице придет Он, неизвестно»».

В 1826–1836 годах, с северной стороны Зачатьевского собора (бывшего Троицкого) был перестроен придел во имя святителя Иакова Ростовского. Перестроенный придел поднялся вровень со стенами собора. Новый храм стал теплым, а по архитектуре повторяет стоящий напротив храм во имя святителя Димитрия. Постройка храма в честь святителя Иакова имеет большое значение в наши дни, так как главным образом в нем сосредоточена сейчас богослужебная жизнь Спасо-Яковлевской Димитриевой обители.

В 1888 году монастырь перешел епархиальное подчинение, однако стал резиденцией викарных архиереев с титулом «Углический». Из них историю вошло имя епископа Амфилохия (Сергиев-Казанского) – ученого, исследовавшего древние рукописи, в том числе списки Священного Писания. Последним настоятелем обители перед ее закрытием был знаменитый епископ, впоследствии митрополит Иосифа (Петровых). В 1911 году он участвовал в прославлении новоявленной чудотворной иконы «Умиление-Ростовская». В подклете храма во имя святителя Иакова владыка Иосиф устроил храм во имя Светлого Христова Воскресения. В этом подземном храме сделана копия часовни Живоносного Гроба Господня, что в Иерусалиме, весьма похожая на подлинник. В настоящее время пещерный Воскресенский храм и часовня восстанавливаются.

После революции безбожники исподволь подбиралась к самому существенному в Спасо-Яковлевской Димитриевой обители – монашеской общине. Сначала, в 1918 году все имущество и счета были национализированы. Потом в бывших кельях поселили мирских людей. Дальше в 1919–1922 годах прошли кампании по вскрытию святых мощей и изъятию церковного серебра и других ценностей. В 1926 году храмы были переданы на баланс музея и постепенно, один за другим закрываться. 1927 год омрачился для настоятеля и насельников монастыря неприятием «декларации митрополита Сергия» и вступлением на путь раскола. Митрополит Иосиф возглавил церковную группировку, которая по его имени стала называться «иосифлянством». Последовали репрессии, храмы были закрыты для богослужений, иноки арестованы. Митрополит Иосиф погиб в 1937 году в ссылке на берегу Аральского моря.

При советской власти постройки обители использовались под жилье, склады и детский сад. В целом ансамбль Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря избежал разрушения. Вероятно, это связано с большей ценностью, которою он представлял в художественном и градостроительном отношении. Весной 1991 года началось возрождение святой обители. На протяжении десятилетия много сил положил на ее восстановление игумен Евстафий (Евдокимов), ныне епископ Читинский и Забайкальский. Он привел монастырь в прежнее благолепное состояние. Это особенно очевидно летом, когда обитель утопает в цветах. 16 мая 1991 года в обитель из Ростовского музея крестным ходом вернулись мощи святителя Димитрия, митрополита Ростовского. 10 ноября 1991 года из этого же музея в обитель были переданы мощи и преподобного Авраамия Ростовского (память 29 октября / 11 ноября). В 1997 году в честь святителя Иакова был освящен источник на территории обители. В 1999 году в монастырь вернулась Чудотворная икона Ватопедской Божией Матери (празднование иконе 21 января / 3 февраля), хранившаяся до этого у митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). Таким образом, духовная жизнь обители поддерживается многочисленными святынями Православия. В храме святителя Иакова, епископа Ростовского, на солее, в богато украшенных раках с сенями почивают святые мощи угодников Божиих. С правой стороны святителя Димитрия, митрополита Ростовского, рядом находится его келейный образ Ватопедской иконы Божией Матери. С левой стороны на солее почивают святые мощи преподобного Авраамия Ростовского. У южной стены храма находится надгробие святителя Иакова, епископа Ростовского. Этот храм открыт благочестивым паломникам для посещения весь день. Богослужения в обители проходят ежедневно. Братский молебен в 5.30 утра, затем полунощница и литургия. Вечером богослужение в 17 часов. На паперти Троице-Зачатьевского собора собора находятся надгробия местночтимым подвижникам благочестия гробовому старцу Амфилохию и его племяннику архимандриту Иннокентию.

Телефоны обители: 8-085-36 / 3-41-75, 3-43-69.

 

Иконе Божией Матери Ватопедской, тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

 

Молитва

О Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя; сохрани помилуй Великого Господина и отца нашего Алексия и господина нашего Преосвященного Кирилла, с богохранимою их паствою, даруй им здравие и спасение; сохрани пастырей Церкве и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и свары, сохрани о молниеносноаго грома, от запаления огненнаго от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подаждь нам Твою милостивную помощь в пути, и в мори и на суши, во уповании несомненном Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков.

 

Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, тропарь, глас 8

Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвениче списаньми твоими буих уцеломудрил еси; цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Молитва

О всеблаженне святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши! Умоли Его благоутробие, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит нам по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Щедраго Бога, но в славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам Богоугодно прейти поприще временныя жизни; избави нас воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих Божия Лица неизреченную доброту. Церковь же Святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати и всем даруй вся, яже ко спасению и славе Божией подобающая; Отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай оружие Крестоноснаго воинства; и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякия беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильного Бога, славимого и поклоняемого в Трех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь

 

Святителю Иакову, епископу Ростовскому, тропарь, глас 4

От юности Богови быв, святителю Иакове, сего ради архиерейства сеном почтен, упасл еси люди, яже тебе Богом врученныя, Темже и по преставлении чудес дарования от Бога приял еси исцеляти различныя недуги. Моли о нас, совершающих честную память твою, да тебе непрестанно величаем.

 

Молитва

О пречудне и преблаженне отче, святителю Христов Иакове! С верою и любовию к тебе припадающе, молим тя: огради нас святыми твоими молитвами от всякия беды, скорби и болезни, и от всякого праведно движимаго на нас гнева Божия. Испроси нам тихое и безмятежное житие, во всяком благочестии, и чистоте, и помози нам спасение улучити и Царствия Небеснаго достигнути. Ей угодниче Божий и заступниче наш! Не презри усерднаго моления сего нашего, но призри на ны милостивно и умоли о нас Всещедраго Человеколюбца Бога, да не погибнем люте в беззакониих наших, но да сподобимся с тобою и всеми святыми славити и воспевать всесвятое имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Преподобному Авраамию, архимандриту Богоявленскому, Ростовскому чудотворцу, тропарь, глас 1

Просветився Божественною благодатию и по смерти сияя светлостию жития твоего, источаеши исцеления с верою притекающим к тебе, Авраамие отче наш, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

 

Молитва

О преподобне отче наш Авраамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых своих благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам пасл еси, и не забуди посещати чада твоя, и моли за ны, отче священный, яко имея дерзновение ко Господу: не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый! Се мощи твоя святыя пред очима нашима: святая же твоя душа с Ангельскими Безплотных лики у Престола всех Царя предостоящии достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, еже невозбранно прейти от земли на Небо, и вечныя муки избавитися, и Небеснаго Царствия наследниками быти со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Круг чтения

1.      Вахрина В.И. Спасо-Яковлевский Димитриев Монастырь в Ростове Великом, 1994; также издание второе и дополненное М., 2002.

2.      Воспоминания о жизни трудах святителя Димитрия, митрополита Ростовского чудотворца. Ярославль, 1991; с издания: Ростов Ярославский, 1902.

3.      Иеромонах Димитрий (Воскресенский). Благодатная святыня Спасо-Яковлева-Димитриева ростовского монастыря, принадлежавшая святителю Димитрию. Ярославль, 1916.

4.      Сайт ростовского кафедрального собора Успения Божией Матери: http:// zvon.yaroslavl.ru

5.      Веденеева А.Е. К истории ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1917–1929 гг.) // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1993; а также многие другие труды этого автора по историиСпасо-Яковлевского-Димитриева монастыря.

6.      Сазонов С.В. О времени служения епископа Иакова Ростовского. Материалы VI Тихомировских чтений. Ярославль, 1992.

Священник Александр Парфёнов©

Hosted by uCoz