Церковь святителя Иоанна Златоуста

(Село Годеново, Ростовский район)

Ростовский образ Животворящего Креста Господня (Память явления 29 мая / 11 июня) явился в глубокой древности, в XV веке. Явление произошло в юго-восточной стороне Ростовской земли (княжества-уезда), на краю болота, которое по протекающей через него речке называют Сахтинским. Произошло это так. Пастухам, пасшим скот близ Сахтинского болота, явился в небе свет «от греческия страны» и стал над болотом. Придя к этому месту, пастухи увидели на воздухе среди света Крест Господень, на котором был образ Распятия, а перед ним явился Святитель Николай со святым Евангелием в руках. От Распятия был голос, повелевающий поставить на этом месте церковь. Люди обратились в Ростов к епископу. Он, в честь явления Николая чудотворца дал благословенную грамоту на постройку церкви во имя святителя Николая, а в к церкви благословил сделать придел Происхождения Честных древ Креста Господня. Место явления было непроходимо, поэтому решили заложить церковь на другом месте, и начали строительство, однако наутро срубленных бревен церковного основания на месте не оказалось. Их обнаружили на месте, где было явление. Здесь, на этот раз мастерам во второй раз явился Крест Господень, и был голос, повелевающий именно здесь поставить церковь. В ту же ночь посреди болота образовался поток, и место стало сухим, и строительство церкви прошло без затруднений. Явленный вновь Крест с образом Распятия, «стал видим». Он был помещен в церковь и с тех пор прослыл Чудотворным.

Весть о явлении Креста распространилась, совершались многие чудеса, они были вписаны в книгу. Со временем место стало называться «Никольский погост у Иисусова Креста». Погост стал называться Никольским по имени посвященной святителю Николаю церкви. Явленный и Чудотворный Крест получил название Иисусова по изображению на нем Распятия Господа Иисуса Христа. В одно время в церкви случился пожар. Успели вынести только местные иконы, все остальное, в том числе записи о явлении и чудесах, сгорело без остатка. Крест пытались вынести, но не смогли сдвинуть его с места, и были вынуждены оставить в пылающей церкви. Очищая пожарище, среди пепла нашли невредимым Крест Господень. О почитании святыни в XVI веке и ревности о возобновлении «дома Животворящего Креста и чудотворца Николая» свидетельствуют сделанные в него вклады, книги, воздухи, плащаница.

В XVIIXVIII веках было записано вновь «Сказание о явлении Честного Животворящего Креста Господня и чудотворца Николая в погосте Никольском, что у Иисусова креста Ростовского уезда». В Сказании подробно описаны 17 чудес: исцеления бесноватых, расслабленных, имевших всякие душевные скорби и печали. Например, в 1711 году исцелился один именитый подьячий из села Симы Юрьевского уезда по имени Авраам Назаров. С ним прилучилась скорбь, «ума своего изтупи, нача боятися и человек бегати». Родственники привели его к образу Животворящего Креста. Здесь был отслужен молебен, Авраам исповедался и причастился. Помазавшись елеем от Животворящего Креста, больной вернулся домой, где спустя немного дней поправился.

В 1874 и 1892 годах тщанием старосты церквей Никольского погоста «Сказание о явлении Честного Животворящего Креста Господня и чудотворца Николая в погосте Никольском, что у Иисусова креста Ростовского уезда» было издано отдельной книжечкой. В то время на погосте было два храма, высокая колокольня, двухэтажное здание церковно-приходской школы. После революции все было разрушено, бывший здесь населенный пункт исчез, а само место явления оказалось на территории Ивановской области.

После революции при закрытии церквей Никольского погоста, Чудотворный образ Распятия Христова был перенесен в близлежащую действующую церковь святителя Иоанна Златоуста с приделом Боголюбской иконы Божией Матери села Годенова (произносится как «э» и с ударением на этот звук). Среди прихожан церкви имеются, может быть, не подлинные или не совсем точные, но стойкие рассказы о перенесении чудотворного образа Животворящего Креста на новое место. Когда его вынесли из храма, то пытались уничтожить, однако Крест не поддавался ни рубке, ни другим надругательствам. Все кощунники погибли в ближайшее время страшной смертью. Первое время образ скрывали в деревенских сараях. Когда Животворящий Крест был поставлен в храме села Годенова, то властями предпринимались попытки изъять эту святыню. При наезде очередной «комиссии», староста храма, благочестивая пожилая женщина, брала от ключи от храма и уходила с ними на несколько дней в лес. Согласно этим рассказам, «комиссия» уезжала ни с чем.

Богослужения в церкви Иоанна Златоуста не прекращались. Все эти годы явленный и Чудотворный образ Креста Господня хранился в Годеново, в некогда глухом сельском храме. Не так давно об образе знали считанные единицы благочестивых ростовцев и жителей окрестностей села, которые приходили и приезжали поклониться Животворящему Кресту. В наши дни ростовский образ Животворящего Креста хорошо известен православному миру и почитание этой святыни восстановлено в той мере, каким оно было до времен воинствующего атеизма. Рассказы о чудесах Животворящего Креста продолжаются и в наше время. Рассказывает «Православная газета для простых людей». Один москвич, молодой человек после войны в Афганистане мог передвигаться только с помощью коляски или других людей. Ему явился во сне Святитель Николай и сказал: «Ты можешь исцелиться у Животворящего Креста Господня в Годеново». Тогда молодой человек стал просить своих родственников, чтобы они отвезли его в Годеново. Те долго сомневались, потому что не знали этих мест и не слышали о них никогда. Юноша говорит: «Я вам сам расскажу, как доехать, я видел дорогу во сне, вы только меня отвезите». Родственники привезли его, он пробыл, сидя в коляске, всю службу, причастился, батюшка отслужил молебен о здравии болящего и молодой человек встал на ноги. Хотя и с помощью людской, но начал ходить, а потом постепенно поправился. Это случилось в 1997 году, и свидетелем этого чуда был протоиерей Владимир Алексеев.

В настоящее время церковь Иоанна Златоуста, где хранится святыня, является подворьем Переславского Свято-Никольского женского монастыря. Богослужения проходят в праздники, но паломников здесь встретят в любое время. Село Годеново, где на самом деле и десятка домов не наберется, лежит рядом с дорогой Петровск-Захарово. Чтобы попасть сюда, надо из самого центра Петровска (правильно поселок Петровское), повернуть на восток и переехать по мосту над железной дорогой. Дальше надо пропустить два поворота направо (в Хмельники и в Караш). Ориентиром того, чтобы не сбиться с пути, служит красивое озеро Рюмниково. Далее по дороге будет поселок Приозерный, за ним слева по дороге откроется вид на церковь села Годеново. Поворот с трассы Петровск-Захарово приведет к самой церкви святителя Иоанна Златоуста. Маршрут автобуса из Ростова называется «Захарово-Годеново» или «Приозерный». Из деревни Захарово насыпная дорога ведет к месту явления чудотворного образа. Здесь находится Кресто-Воздвиженский мужской монастырь Ивановской епархии. В обители после полного разрушения во всей красоте восстановлена церковь во имя праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

 

Тропарь Честному и Животворящему Кресту, глас 1

Спаси Господи люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй Христе Боже, / возвесели силою Твоею, верныя люди Твоя / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое, оружие мира, / непобедимую победу.

 

Молитва Честному и Животворящему Кресту

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы молитвами. Аминь.

 

Круг чтения

1.      Сказание о явлении Честного Животворящего Креста Господня и великого во Святителях чудотворца Николая в Никольском погосте, что слывет на болоте у Иисусова креста и благодатных знамениях и чудесных исцелениях от Животворящего Креста Господня и Святителя и чудотворца Николая. Ярославль, 1892. 3-е издание.

2.      Сказание о явлении Честного и Животворящего Креста Господня и великого во святителях чудотворца Николая. Издание Русского благотворительного общества «Преподобный Сергий». Тула, 1999.

3.      То же. Издание храма Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. Москва, 2000.

4.      «Чудеса Святителя Николая и слава его в России». Составили А. Вознесенский, Ф. Гусев. СПб., 1899. С. 540–552. См. другие современные репринтные издания этой книги.

5.      Титов А.А. Сведения о резном кресте из церкви Никольского погоста Ростовского уезда // Труды императорского Московского общества археологического общества. Т. 9. Вып. 2–3. М., 1883. С. 59–60.

6.      Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIVXV веков. М., 1980. С. 174–180.

7.      Крутова М.С. Святитель Николай в древнерусской письменности. М., 1997. С. 147, 149.

8.      «Православная газета для простых людей». № 6(18). Владимир, 2000.

Пуцко В.Г. Белокаменные резные кресты в Поволжье // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XI. С. 73. Ростов, 2000.

Священник Александр Парфёнов©

Hosted by uCoz