Ростовский кафедральный собор во имя Успения Божией Матери

Кафедральный собор во имя Успения Божией Матери это главный храм Ростова. «Соборной церковью», «Церковью «Святой Богородицы» уважительно называли его предки. Даже в наше время храм виден из любой точки города и далеко за его пределами. Успенский собор основан в 991 году, при святом равноапостольном князе Владимире. Собор сразу стал кафедральным, поскольку архиерейская кафедра утвердилась в Ростове со времени Крещения Руси. После перенесения в 1776 году кафедры в Ярославль, храм не потерял значения кафедрального. «Ярославский и Ростовский» – так звучит до сих пор титул архиерея этой земли. Археологи нашли в земле некоторые, совсем незначительные, части древнего деревянного собора 991 года. Существующее здание собора выстроено в 1512 году повелением потомка князя Владимира – великого московского князя Василия II. В его архитектуре проступают объемы древнего домонгольского храма, построенного ростовским князем Константином в 1223 году, а с другой стороны в нем заметны черты итальянской архитектуры. В 1730 году на соборе появились замечательные луковичные главы. В 1960 году храм был отреставрирован, сохранив следы многих эпох. Основной объем храма с узкими окнами и позолоченными подзорами по закомарам выглядит так же, как и при постройке. Крыльцо с юга пристроено в XVII веке. Луковицы глав собора такие же, какими они были в XVIII веке.

Успенский собор примыкает к Ростовскому кремлю, однако имеет отдельную от него ограду и отдельный вход с городской площади через надвратную часовню. В одной ограде с собором стоит знаменитая ростовская звонница. Ее колокола, отлитые в XVII веке, сейчас, как и встарь, благовествуют к богослужению и радуют своим звоном богомольцев. Осмотрев внушительные и прекрасные постройки, необходимо войти под высокие своды Успенского собора. На первый взгляд, в нем немного примет древнего и славного времени. На полу новейший железный пол. Огромный высокий иконостас построен после большого пожара бывшего в 1730 году. Богослужения в соборе не проводились с 1931 по 1990 год, и за это время внутренне убранство было запущено. Работа по восстановлению требует значительных капиталовложений, но, главное, сделано все необходимое к проведению богослужений. В 1997 году Успенский собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он отметил: «Ростовский собор является святыней в силу того только, что здесь больше тысячи лет совершается молитва и прославление Божией Матери».

Первым делом, паломник, пришедший в кафедральный собор Успения Божией Матери должен поклониться гробнице святителя Леонтия, епископа Ростовского чудотворца (память 23 мая / 5 июня). Придел его имени находится в помещении за главным иконостасом собора. Путь в придел святителя Леонтия, через дверь в иконостасе, к югу от алтаря. Подобное можно видеть в Успенских соборах Московского Кремля и Троице-Сергиевой Лавры. Согласно распространенной версии, святые мощи святителя находятся здесь под спудом. Вход в придел, где можно поклониться гробнице чудотворца Леонтия, доступен как мужчинам, так и женщинам, за исключением времени совершения богослужений. Этот святой с юных лет оставил мир и был черноризцем. За многие добродетели он был поставлен епископом в Ростов. Бывшие до него епископы Феодор и Илларион, не стерпев враждебности к ним язычников, покинули город.

Святой Леонтий проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения, уверовать и поклоняться Святой Троице. Старики, закоснев в неверии, не внимали его поучениям. Тогда святой, памятуя слова Спасителя: Не вливают […] вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают (Мф. 9, 17), прекратил наставлять стариков и стал учить молодых. Однако, язычники продолжали упорствовать. Однажды они с оружием устремились к святому, помышляя убить его или изгнать. Святитель нисколько не испугался, а ободрял бывших с ним священников и диаконов, говоря: «Не бойтесь, чада, не могут они ничего нам сделать без Божия повеления». Духовенство облачилось в священные ризы, и вышло с крестами навстречу разъяренной толпе. Все, увидев его, упали замертво. Святитель Леонтий своей молитвой сделал всех здоровыми, научил верить во Христа и крестил их. Святой также сотворил многие другие чудеса. После преставления честное тело святителя было положено в церкви Пресвятой Богородицы.

В 1164 году святые мощи святителя были открыты во время строительства нового здания собора великим князем Андреем Боголюбским. День обретения мощей 23 мая / 5 июня стал днем празднования святителю Леонтию Ростовскому. В 1964 году в «Леонтьев день» было установлено празднование Собора Ростово-Ярославских святых. «Апостолом сопричастник», святитель Леонтий очень почитаемый Ростовский святой, его имя поминается в Русской Церкви на каждой литургии. Житие святителя известно в большом количестве списков, на протяжении столетий в житие вписывались чудеса от гроба святителя Леонтия.

Вот одно из них. Жил в XV веке отрок по имени Симеон. Он был парализован, не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Его, прося милостыню, возили по городу на санках. Повозив, его оставляли у собора накрытым тряпкой или доской. Как-то ночью, является Симеону «Жена некая», благолепная и удивительная, а с Нею «архиерей светел, в белых ризах». Они сказали ему: «Что ради, о отроче, столько времени страдаешь в болезни, и не просишь отнести себя в святую церковь, да там призовешь на помощь Божию Матерь и угодника Ее чудотворца Леонтия». Они стали невидимы, а мальчик испугался от необычного видения. Наутро он попросил отнести себя до гроба святого Леонтия, где увидел «на иконе образ Святой Богородицы и чудотворца Леонтия». Он подтвердил, что именно они являлись ему ночью, повелевая ему нести его в церковь к гробу святого Леонтия. Когда начали святую литургию, расслабленный молился Пресвятой Богородице и святому Леонтию, исповедуя свои грехи. Вскоре больной встал и сам поклонился гробу святого, и так стоял до окончания литургии, воздая хвалу Богу и Его Пречистой Матери, и угоднику Их святителю Леонтию.

На солее собора, под храмовой иконой Успения Божией Матери, покоится ковчег с частями мощей двух святителей и чудотворцев Ростовских: Исаии (†1090; память 15 / 28 мая) и Игнатия (†1288; память 23 мая /10 июня). На солее Успенского собора, у северного и южного ее края стоят пустые раки с сенями. В них до закрытия собора в 1931 году почивали святые мощи этих святителей. Зимой ковчег переносится в теплый зимний храм. Этот храм находится под ростовской соборной звонницей и посвящен празднику Входа Господня во Иерусалим.

Святитель Исаия, епископ Ростовский (память 15 / 28 мая), родился недалеко от Киева в семье благочестивых родителей и был воспитан в православной вере. В юные годы он пришел в Киево-Печерский монастырь, где был пострижен преподобным Феодосием в монашество. Молодой инок жил в строгих и суровых подвигах поста и молитвы, при этом был кроток, смиренен, послушлив, нестяжателен, В 1065 году, святой Исаия был возведен в игумены монастыря великомученика Димитрия. Вскоре митрополитом Киевским Геронтием, святой Исаия был возведен на Ростовскую епископскую кафедру. Здесь святитель Исаия осуществлял апостольские труды благовестия, «просвещая новокрещенныя люди светом богоразумия». Языческие народы этого края были подвержены множеству суеверий, кровавым обычаям, гаданиям и чародейству. Поэтому святитель Исаия с миссией апостольской проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, утверждая новокрещенных в вере. При этом святитель разорял идольские капища и на их местах воздвигал величественные христианские храмы. Святитель Христов Исаия с любовью относился к бедным, нищим и ко всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса. В 1090 году, на 13-м году святительского служения, святитель Исаия мирно отошел ко Господу. В 1164 году, при раскопке фундамента Успенского собора, под южной стеной были обретены мощи святителя Исаии. Ризы и тело святого были нетленными. Святые мощи поставили в церкви святого Иоанна Богослова на епископском дворе. В 1231 году мощи святителя были перенесены князем Константином Всеволодовичем во вновь построенный Успенский собор. В XV веке было записано одно из чудес святителя Исаии. Один священник ростовской области был люто мучим вселившимся в него бесом. Его привели окованного по рукам и ногам ко гробу святого Леонтия чудотворца. Беснование было тяжким и опасным. Несчастного привязали во дворе собора, напротив гроба святого Леонтия. Потом не справляясь с ним, его привязали железом к соборной колокольне и оставили. Так провел он много дней и ночей, одолеваем многими бесами. В то время подоспел праздник святителя Исаии Ростовского. Когда по обычаю отпели вечернюю службу и все разошлись, бесы напали на связанного, стали его бить со словами; «Ты, наш и никто тебя не возьмет от рук наших!» Страдавший священник, обращаясь к церковным дверям, едва смог произнести: «Пресвятая Госпожа Богородица и святые чудотворцы, помогите!» Внезапно от угла собора, где почивали святители Ростовские, воссиял свет, и на воздухе явилась Пречистая Богородица с чудотворцами Леонтием и Исаией. Бесы, не вытерпев света, исчезли. Страдавший услышал голос повелевающий войти в церковь и получить полное исцеление. Утром ключарь собора шел к колокольне и встретил бывшего бесноватого, который рассказал ему о видении. Получив свободу, он вошел в собор и со слезами припал там к образу Пресвятой Богородицы и ко гробам чудотворцев Леонтия и Исаии, исповедуя свои прегрешения. После литургии в этот же день он совершенно исцелился.

В XIII веке в Ростове при архиерейском дворе велась летопись. При этом главное значение в глазах летописца имела личность епископа Ростовского. С особым вниманием, он, как очевидец, описывал преставление святителей Ростовских, прекрасно сознавая, что этот печальный день, был одновременно днем переселения преставившегося святителя в небесные обители. Так были описаны преставление и чудеса, бывшие при погребении святителя Игнатия, епископа Ростовского (память 23 мая / 5 июня), которые стали основой его жития, которое приводится ниже.

«Святой преподобный Игнатий родился от благочестивых родителей и воспитан в великой добродетели. Рассмотрев суету жизни, он отвергся от мира и стал монахом. За добродетели был поставлен архимандритом в Ростове, в Богоявленском монастыре. После, в 1262 году, поставлен от Киевского митрополита Кирилла II во епископа. 26 лет упасал он Церковь Христову. Святитель преставился к Богу в 1288 году, «майя месяца в 28 день в пятницу, после вечерни». Тогда, ударили в колокола, и стекся весь город, бесчисленное множество народа. Тогда был неутешный плач, от тех, кто остался без пастыря и учителя; от тех, кто лишился помощника и избавителя в болезнях и в печалях. Вдовицы и сироты имели его как оборону и заступника; нищие и убогие как кормителя и питателя; иерейский и монашеский чин, князи и вельможи, как пример и учителя. Взявши его святое тело, понесли в церковь, и за множеством народа не смогли внести. В то же время подошли две благоговейные черноризицы, одна именем Феодосия, другая именем Ксения. Те две и многие другие, которым Бог открыл, видели чудо. Когда понесли святое тело к церкви, он восстал от одра в своем святительском виде и пошел по воздуху. Затем он поднялся и стал над церковью, откуда благословил людей. Потом он опустился на тот свод, что над жертвенником, под которым потом положили его тело. Это видение открыл Бог преподобным женам, прославляя этим Своего угодника. Когда поставили гроб перед церковью и пели канон за упокой, тогда сотворил Бог другое чудо. У архимандрита Стефана палец на руке был скрючен к ладони от рождения. Когда он прикоснулся к святому телу епископа Игнатия, в том же часу палец простерся. После того, как внесли в церковь тело святого, наутро сотворили обычную службу и пение». День памяти святителя Игнатия, епископа Ростовского, известен в рукописях XIVXV веков.

Поклонившись святым мощам святителей Исайи и Игнатия, паломник заметит ряд надгробий, стоящих у южной стены собора. Из них ближе всех к западной стене, украшенное пеленой и горящей лампадой кирпичное надгробие святителя Феодора, архиепископа Ростовского (†1394; память 28 ноября / 11 декабря). Родной брат Преподобного Сергия, Стефан подвижничал в столичном монастыре. Благочестивый отец рассудил, что лучше отправить своего младшего сына Ивана к брату, в лесной монастырь. Так и сделал. Со своей руки он отдал 10 или 12 летнего отрока игумену Сергию; веля, как старший брат и отец, постричь сына в монашеский образ. Феодор, таким стало имя Стефанова сына, был воспитан своим дядей, Преподобным Сергием и научился от него монашеским добродетелям. Феодор всегда рядом с дядей и исповедует ему и помыслы свои. Со временем, когда Феодор сподобляется священства, все трое: Сергий, Стефан и Феодор совместно служат Божественную литургию. Среди своих помыслов святой Феодор не единожды исповедал преподобному Сергию желание найти место для устроения общежительного монастыря. Преподобный Сергий не торопился, и когда прошло уже много времени, дал благословение. Кое-кто из братии пошли вместе с Феодором. Он устремляется к Москве и основывает обитель в незаселенном месте близ реки Москвы, в небольшом удалении от стольного града. Преподобный Сергий приходит сюда, на это место, называемое Симоново, и повелевает Феодору продолжить дело. С благословения архиерея преподобный Феодор создает церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Было это в 1370 году. Послушание, изнурение себя воздержанием, при этом премудрость и рассудительность, в сиянии иноческих добродетелей узнается наука дяди, преподобного Сергия. Он, болезнуя, много молится о племяннике, дабы опасная для иноков слава не помешала ему, чтобы без преткновения бесовского прошли его подвиг и дело. Действительно, богатый край, близость столицы привлекала к Феодору множество людей. Братия собралась, и потом многие из учеников стали не только игуменами, но и восприяли епископство. Среди постриженников преподобного Феодора великие святые русской земли – преподобные отцы Кирилл Белозерский и Ферапонт Можайский. Как когда-то отец его по плоти, Феодор становится известным великому князю Димитрию Донскому и церковным иерархам. При посещении Царьграда он привлек внимание самого святейшего вселенского патриарха Нила. Симонов монастырь становится тогда монастырем патриаршим, а преподобный Феодор – старейшим по чести архимандритом в России. Как когда-то его родной отец, он удостоился стать великокняжеским духовником. Святой Феодор отлучался из Руси помногу лет, был в Константинополе, получил там сначала высокий сан «первоприсвитера», а затем сан архиепископа Ростовского.

В 1388 году святитель Феодор впервые приехал в Ростов в качестве правящего архиерея. От трудов святителя остались переводы с греческого канонов и молитв патриарха Филофея Коккина. Еще в Симонове святитель занимался иконописью, и предание приписывает его кисти образ дяди, Преподобного Сергия, также Деисус в храме Николы на Болвановке в Москве. В Ростове он подарил образ Тихвинской Божией Матери основанному им монастырю во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Название дано, вероятно, в честь основанной им московской Симоновской обители. О пастырском попечении над душами ростовцев свидетельствует чудо, записанное в его житии. У Иоанна, сына тогдашнего Ростовского князя Александра Константиновича, заболели глаза, и он потерял зрение. Отец обратился к святителю Феодору и просил помолиться за больного. Феодор направил князей к мощам святого Леонтия в соборную церковь, и по совершении молебствия больной князь исцелился и прозрел. Впоследствии, уже после кончины святителя Феодора, наученный пастырем, князь Иоанн, когда снова впал в глазную болезнь, опять обратился с горячей молитвой к чудотворцу Леонтию, и опять получил исцеление. Святитель Феодор преставился о Господе 28 ноября 1394 года, и погребен в Успенском соборе на земле своих прадедов. Место погребения не затерялось среди множества мест погребения Ростовских владык, князей и княгинь. В следующем, пятнадцатом столетии он почитался святым, память праздновалась в день преставления, в рукописях того времени сохранился тропарь и кондак святителю.

Из рода Ростовских князей почитается благоверный князь Василий (Василько) Ростовский (память 4 / 17 марта). Существует летописный рассказ о героических событиях 1238 года. Монголо-татары пришли на реку Сить против Великого князя Владимирского Юрия. Он был здесь с братом своим Святославом, и с племянниками своими Васильком и Всеволодом, и Владимиром. Обе стороны встретились. Была злая сеча, и наши воины побежали от иноплеменников. Великий князь Юрий был убит, а Василька татары насильно пленили («взяли руками»), и повели в свои станы. Это случилось месяца марта в 4-й день. Князя Василька Константиновича татары повели дальше с принуждением и насилием. Когда, в одном месте, они стали станом, то принуждали его принять языческие обычаи и быть в их подчинении, и воевать вместе с ними. Он не покорился их беззаконию, не брал татарской пищи и пития, но много укорял их и говорил: «О глухое царство, оскверненное. Ничем не заставите вы меня отречься от христианской веры, хотя я и нахожусь в великой беде!» Татары же заскрежетали на него зубами, желая насытиться его кровью. Блаженный князь сказал: «Благодарю Тебя, Боже мой. Вижу я о себе похвальную память. Молодая жизнь моя железом погибает, и. тонкое тело мое увядает. Господи, прими дух мой, да и я почию в славе Твоей!»

Князь Василек был убит без милости и брошен в лесу. Его видела одна женщина и поведала о том поповичу Андрияну. Он взял тело князя Василька, обвил его саваном и положил его в сокровенном месте. Узнав об этом, святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая / 3 июня) и княгиня Мария, супруга князя Василька, послали за телом князя. Его принесли в Ростов, и положили в церкви Святой Богородицы. Летопись с любовью пишет о святом князе: «Был же Василек лицом красив, очами светел и грозен, храбр на охоте, сердцем легок, до бояр ласков. Кто из бояр ему служил, и хлеб его ел, и чашу его пил, и дары получал, тот никакому другому князю не хотел служить. Очень любил Василек слуг своих. Мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили. И сидел он в добрых днях на отцовском столе». Место погребения благоверного князя сейчас неизвестно, предполагается, что оно под главным престолом собора. Церковная память благоверного князя отмечается в день его кончины 4 /17 марта.

Издавна, благодаря высокому церковному положению, Успенский собор был почетным местом захоронения. Пространство под полом собора заполнено останками стоявших на страже веры и отечества князей и архиереев Ростовских. Среди них местночтимые святые

Симон, епископ Ростовский (1-я пол. XII века);

Лука, епископ Ростовский (†1189; память 10 / 23 ноября);

Кирилл, епископ Ростовский (†1262; память 21 мая / 3 июня);

Антоний, епископ Ростовский (†1336; память 28 июля / 10 августа);

Кирилл II, епископ Ростовский (†1384);

Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (†1416; память 3 / 16 мая);

Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (†1425; память 18 / 31 октября);

Ефрем, архиепископ Ростовский (†1454; память 27 марта / 9 апреля);

Трифон, епископ Ростовский (†1468; память 30 декабря / 12 января);

Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (†1481; память 23 марта /5 апреля).

Святыня Успенского собора, да и всего Ростова, открывается по мере открытия и усвоения церковного предания, закрепленного, прежде всего в богослужебных книгах и месяцесловах.

В 1987 году в богослужебной майской Минее был опубликован список собора Ростово-Ярославских святых. В Минее составителями был собран весь доступный русский литургический материал по этой теме. Изображения Ростовских святителей можно встретить на разных иконах, в частности, на иконе XIX века, которая называется «Собор Ростовских святых».

Собор Успения Божией Матери, куда на поклонение «к Пречистой и к чудотворцам молитися» приходил Преподобный Сергий Радонежский; собор в котором служили и проповедовали Слово Божие святители Димитрий Ростовский и Арсений Мацеевич, по праву занимает первое место среди храмов не только Ростова, но всей Русской земли, как по значению, так и по множеству почивающих здесь угодников Божиих. Остается от всей души, пожелать настоятелю и общине собора скорейшего восстановления этой великой святыни.

 

Святителю Леонтию, тропарь глас 4

Апостолом сопричастник и к Богу молебник верен, добродетельми возшед на небесная, и любовь возложил еси к Любящему тя, и неверныя люди обратил еси в веру. Тем ныне со Ангелы ликуя, предстоиши престолу всех Царя Христа Бога: молися Святителю Леонтие, да спасет души наша.

 

Кондак, глас 4

Жития ради чистоты, Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей, вразумити люди многия Твоими учении, Леонтие преподобне.

 

Молитва святителю Леонтию

О священная главо, преславный чудотворче, первопастырю святыя Ростовския Церкве, святителю отче Леонтие! К тебе припадаем и молимся мы, смиреннии и грешнии и, яко отца чадолюбиваго, просим: всели в сердца наша любовь твою, еюже к Богу и ближним твоим при жизни твоей преисполнен был еси, яко и душу твою за паству твою положил еси, мученически пострадав от идолослужителей, научи нас, отче, тебе подражати верно, Бога и ближних наших любити искренно и заповеди Господни совершати непогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но самым делом и всем житием нашим. Молися, угодниче Божий, ко Христу Богу о святей Православней Церкви и державе Российской: да пребудут в мире и благостоянии и процветают в благочестии христианстем непоколебимы. Соблюди град твой Ростов и вся грады и веси страны Российския невредимы от всякаго зла. Призри благоутробно на всяку душу христианскую, милости и помощи от тебе ищущую, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех избавитель, в бедах помощник, в час смертный покровитель; да при помощи молитв твоих святых сподобимся и мы, грешнии, спасение вечное получити и Царствие Христово унаследовати. Ей, святителю Христов! не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице на тя крепко возлагаем, но яви нам твое многомощное заступление, да хвалим, славим и величаем великое человеколюбие дивнаго во святых Своих Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

 

Святителю Исаие, тропарь глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Ростову богодухновенное удобрение, Исайе премудре, учением бо твоим вся Российския концы просветил еси благодатию духовною, святителю блаженне, моли Христа Бога да спасет души наша.

 

Кондак, глас 3

Яко гром, возгремел еси Божественными твоими учении в Российстей земли и явился еси светильник пресветел, осияя светом Богоразумия, Исаие блаженне. Темже вопием ти: Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

 

Святителю Игнатию, епископу Ростовскому, тропарь, глас 4

Благоверия просвещся учении, святительства прием паству и апостолов наследник быв, тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

Кондак, глас 4

Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Игнатие, в мире светло сияющи и являющи всем Божественое сияние

 

Святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, тропарь, глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався, / и извещением Святаго Духа / превеликую обитель воздвиже Пресвятей Богородице / в похвалу Рождества Ея, / струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси, / и, жития твоего целомудрием со Ангельскими лики совокупився, / преподобне отче Феодоре, / с ними же Христа Бога моли / спастися душам нашим.

 

Круг чтения

1.                  Титов А.А. Житие св. Леонтия Ростовского. М., 1893.

2.                  Жития святителей Ростовских Леонтия, Исаии и Игнатия. Ярославль, 1887.

3.                  Титов А.А. Житие святых чудотворцев Леонтия, Исаии, Игнатия, епископов Ростовских. Изд. 3-е. М., 1906.

4.                  Киево-Печерский Патерик. Киев, 1991.

5.                  Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Жизнь и Житие Преподобного и богоносного отца нашего Сергия. М., 1992.

6.                  Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского чудотворца и основателя Московского Симонова монастыря. Ярославль, 1877.

7.                  Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых. Май, Тамбов, 1899.

8.                  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Месяц май. Чернигов, 1863.

9.                  Титов А.А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского. Ярославль, 1892.

10.              Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых. Тамбов, 1880. Вып. 3. С. 371–375.

11.              Рассказы русских летописей. М., 1973. С. 73–81.

12.              Роман Коновалов. «Герой Ситской битвы» // «Русь», литературно-исторический журнал, №5 1996. С. 57–60.

13.              Р.Д. Босли. Житие св. Игнатия Ростовского // История и культура Ростовской земли 1992. Ростов, 1993. С. 62–69.

14.              Дмитриева Р.П., Семенченко Г.В. Житие Игнатия Ростовского / Словарь книжников и книжности Древней Руси XIXIV вв. С. 150–151.

15.              Дробленкова Н.Ф. Феодор. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIVXVI в. Ч 2. С. 448–450.

16.              Вахрина В.И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2001.

17.              Вахрина В.И. Икона Ростовских святителей Леонтия, Исайи, Игнатия. // Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001. С.111–134.

Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского чудотворца и основателя Московского Симонова монастыря. Ярославль, 1877.

Hosted by uCoz