(Поселок Борисоглебский, Борисоглебский район Ярославской области)
Древний и знаменитый монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба был основан в XIV веке на земле Ростовского княжества. Со временем земля бывшего княжества становится уездом Русского государства. В советское время Борисоглебские слободы, то есть поселения, образовавшиеся вокруг обители, стали центром вновь образованного района. Официальное название этого населенного пункта – поселок Борисоглебский, но в народе его называют Борисоглеб. Несмотря на административную разницу с Ростовом, монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба является ростовской святыней по исторической связи и территориальной близости. От Ростова до поселка Борисоглебский и находящейся в нем обители всего 18 километров.
Дорога из Ростова в обитель начинается от железнодорожного переезда, от того же, от которого путь ведет в Троице-Сергиев Варницкий монастырь. С ростовского вокзала примерно каждый час в поселок направляются автобусы, впрочем, поездку на автобусе можно рекомендовать только в первой половине дня. В поселке паломника встретят высокие стены монастыря – духовного оплота Ростово-Ярославской епархии. Обитель основана в XIV веке местночтимыми святыми преподобными Феодором и Павлом (память 22 октября / 4 ноября).
Происхождение преподобного Феодора неизвестно. Он пришел из земли Великого Новгорода и поселился в пустынном месте, вблизи которого проходила дорога из Каргополя, Белоозера и других городов к Москве и к Ростову. При этой дороге повесил сплетенную из лыка корзину. Многие проезжающие начали класть туда хлеб, овощи и прочую милостыню. Преподобный тем, что получал в подаяние делился со всеми. Через три года к нему пришел монах по имени Павел. В 1366 году в Ростов на поклонение «Пречистой и Ростовским чудотворцам» приходил Преподобный Сергий Радонежский. Узнав об этом, преподобные пустынники Феодор и Павел пошли в Ростов и просили князя и епископа разрешить им построить в этом пустынном месте церковь и монастырь, а Преподобного Сергия просили, чтобы он благословил строительство и выбрал место, где им поставить церковь. Преподобный Сергий пришел ними, все осмотрел и на том месте, где теперь стоит церковь страстотерпцев Бориса и Глеба, сказал: «Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут, здесь будет построен большой монастырь, это место «велми возградится и в последующие времена будет превозносимо под большими лаврами». Так было положено основание монастырю святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Начала стекаться братия и мирские люди в помощь строительству. Число братии со временем умножилось, и преподобного Феодора умолили стать игуменом обители. В те времена знатные люди перед кончиной стали делать вклады и завещать монастырю на помин души вотчины, поля, деревни и покосы. Тогда же преподобный Феодор задумал найти место, пригодное для рыбной ловли. Он поручил заботы о монастыре преподобному Павлу и ушел в Вологодские земли. Там он выбрал пригодное место, и князь Андрей Димитриевич дал ему свои жалованные грамоты на починки, на пожни и на рыбные ловли. Здесь он устроил монастырь, а в глубокой старости, возвратился в свою обитель – Борисоглебский монастырь. Преставился преподобный Феодор 22 октября.
После преподобного игумена Павла настоятельствовали игумены Савелий, Михаил, Иона и Питирим. Игумен Питирим впоследствии стал архимандритом московского Чудовского монастыря, где крестил великого князя Ивана III. Затем он был рукоположен во епископа в Пермь. Там, в 1456 году, он мученически скончался при вооруженном нападении язычников. Память Питирима, епископа Великопермского 29 января / 11 февраля и 19 августа / 1 сентября.
В 1503 году в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба был погребен святитель Тихон (Малышкин), архиепископ Ростовский. В книге «Летопись архиереем Ростовским» сказано, что он был посвящен от всероссийского митрополита Зосимы в 1490 году. В 1491 году, повелением великого князя Ивана III, в Москве состоялся собор по поводу новгородского протопопа Гавриила и других бывших с ним еретиков. В документах собора архиепископ Тихон упоминается как ревностный противник ереси. В 1501 году при преосвященном Тихоне были обретены святые мощи ярославских чудотворцев Василия (†1249) и Константина (†1257) Всеволодовичей (память 8 / 21 июня, 3 / 16 июля). В 1503 году, по немощи, святитель Тихон оставил престол и поселился в монастыре святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Здесь он преставился и был похоронен за алтарем соборного храма. В 1522–1526 годах старанием игумена Феофила в обители были выстроены из кирпича собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба, трапезная с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Как рассказывает «Повесть о Борисоглебском монастыре» эти здания были выстроены с помощью великих страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и основателей монастыря, преподобных Феодора и Павла. Трудился над постройками «ростовец мастер церковный каменноздатель Григорий Борисов».
Прославил обитель святых страстотерпцев Бориса и Глеба преподобный Иринарх Затворник (†1616; память 13 / 26 января), подвизавшийся в обители. Его учеником, иноком Александром было написано подробное житие святого. Преподобный Иринарх родился в середине XVI века в селе Кондаково Ростовского уезда. В миру его звали Илья, родителей звали Акиндин и Ирина. Родители его разбогатели и переехали в Ростов. В возрасте 30 лет Илья оставил мир и постригся в Борисоглебском монастыре. В монастыре он начал трудится, молясь по ночам и ложась спать прямо на землю. Спустя время он отдал нищему сапоги и остался навсегда босым. Нося также ветхую одежду, он вызвал неудовольствие игумена, и тот отослал инока на послушание за монастырем. Удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он жил в ростовских монастырях. Спустя три года, возвращенный новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, подвижник явился с тяжкими веригами на плечах и с оковами на ногах. Со временем подвижник затворился в келье и приковал себя цепью к стулу. Здесь посетил его блаженный Иоанн Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак (†1589; память 3 / 16 июля), и сказал: «Господь Бог заповедал верным ученикам Своим от востока и запада наставлять и научать отводить людей от беззаконного пьянства. За это пьянство Господь наведет на нашу землю иноплеменных». С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжесть, крестов и цепей, носимых на теле, спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою, проведя таким образом, двадцать пять лет. Господь даровал преподобному Иринарху прозорливость. Многие люди приходили к нему и получали благословение, приносили милостыню. Подвижник принимал ее и с радость раздавал нищим и странникам. Всех приходящих он учил заповедям Господним, отводя от грехов и обличая тайные согрешения. Однажды, заснув в затворе, он увидел Москву в огне и во власти поляков, и голос сказал ему: «Иди, скажи об этом царю». Преподобный явился к царю Василию Шуйскому и рассказал о видении. Его приняли с честью и отвезли назад в царском возке. Скоро пророчество сбылось. В 1609 году пан Микульский пришел к Затворнику и спросил: «Кого признаешь ты царем? – «Я живу на Руси,– отвечал старец,– и знаю Русского царя, а других не знаю»». Слыша угрозы поляков, он спокойно сказал: «Вере своей не изменю и Русского царя не отвергну. Не много вам во мне крови: вашего меча тленного не боюсь, а у моего живого Бога есть такой меч, что всех вас погубит». После посетил Иринарха и сам вождь грабителей гетман Сапега: «Благослови, батько,– сказал он,– как терпишь ты эту муку в такой темнице?» – «Для Бога терплю,– отвечал старец,– А ты, пан, возвратись в свою землю; полно тебе разорять Русь. Если не выйдешь из Руси или опять придешь, то Богом тебя уверяю – убьют тебя в Русской земле». Сапега строго запретил тревожить обитель. Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на освобождение Москвы, опасался атамана Заруцкого, по проискам которого был убит Прокопий Ляпунов. Преподобный Иринарх послал князю просфору и велел сказать: «Ступай в Москву, не боясь Заруцкого; там узрите славу Божию». Князь пришел сам к святому подвижнику, и преподобный Иринарх дал ему свой крест на благословение. В Смутное время, время «измены и воровства», преподобный Иринарх дал духовный отпор предводителям грабительских шаек, он же благословил князя Дмитрия Пожарского на подвиг освобождения России.
За два года до кончины, блаженному старцу пришлось вытерпеть от нового игумена такое насилие, какое он не видел от поляков. Его выгнали из затвора и переломили руку. Блаженный подвижник преставился на 69 году от рождения, 13 января 1616 года, и был погребен в ископанной им самим могиле. Тяжести («праведные труды», как их называют ростовцы) преподобного Иринарха, хранившиеся до революции в Борисоглебском монастыре, состояли из 142 крестов, тяжелого камня, множества цепей, железного кольца на голову, железного пояса, железной палки и толстого кнута. Вес этих «праведных трудов» подвижника составлял 9 пуд. 34 фунта (150 килограмм). Преподобный Иринарх оставил по себе подражателей своего подвига. Одним из его учеников был преподобный Корнилий Переславский (†1683; память 22 июля / 4 августа).
В 1679–1692 годах монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба обносится монументальной каменной стеной. Это настоящая крепость со стенами и башнями, которые в неизменном виде дошли до нас. Над южными воротами сооружена церковь преподобного Сергия Радонежского. Северные «водяные» ворота венчает церковь, посвященная Сретению Господню.
В 1749 году в монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба из ростовского женского монастыря Рождества Богородицы, за «шалости и непотребства, чинимые им в малоумстве», был сослан продолжатель подвига преподобного Иринарха, Христа ради юродивый чтец Алексей Стефанович (память, 16 / 29 октября, 12 / 25 февраля). В обители, в великом терпении, в одной одежде, босой он провел 32 года. Местные жители видели, как он для смирения позволял муравьям терзать свое тело. Блаженный приобрел дар прозорливости. Он предсказал пожар в одном селе, падение креста с колокольни, а также трагическую гибель пропавшего сына одной женщины. После своей кончины в 1781 году он был погребен архимандритом монастыря за алтарем собора святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Народ служил над его гробом панихиды и получал облегчение в своих нуждах, а один почитатель его памяти выстроил над его могилой каменную часовню.
В закрытой в 1930-е годы обители богослужение возобновилось в 1989 году, а в 1996 году возродилась ее монашеская жизнь. Стоящий в середине монастыря древний одноглавый собор Бориса и Глеба вмещает гробницу преподобных Феодора и Павла. В Ильинском приделе собора располагается гробница преподобного Иринарха Затворника и его «малые» вериги. К югу от собора старая аллея ведет паломников к пристроенной к восточной стене монастыря келье преподобного Иринарха. Окно кельи смотрит на восток, к решетке окна приделана часть вериг преподобного. За алтарем собора, слева от аллеи крест над могилой местночтимого святого блаженного Алексия Стефановича, чтеца. В той же ограде надгробный памятник блаженного архиепископа Ростовского Тихона Малышки. Ежегодно перед праздником Ильи пророка, из монастыря проводится многодневный крестный ход в село Кондаково – родину преподобного Иринарха, в 40 километрах от монастыря. Возле села есть почитаемый святой источник преподобного Иринарха, где заканчивается крестный ход. Это огромное событие в жизни обители, поселка и всего Борисоглебского района.
Тропарь преподобным Феодору и Павлу, глас 8
Звездам заря послушания жизнь лучших показа, / яко два светила сияюще нам, / Феодор и Павел Богомудрии, Ростовская похвало, / житием чистым Богу присвоишася.
Кондак, глас 2
Волнений множество невлажно проходяще, / безплотныя враги струями слез ваших крепко погрузили есте, / молите непрестанно о всех нас.
Молитва преподобным отцам Феодору и Павлу, первостроителям и основателям Борисоглебского монастыря
О преподобнии отцы, пастырие и учитилие наши, блаженнии авво Феодоре и авво Павле! В лета древняя путем заповедей Господних шествовати изволивше, притекли есте в место пустынное, идеже благословением и молитвами начало вождя своего, преподобного и богоносного Сергия, чудотворца Радонежского, преславную обитель святых страстотерпцев Бориса и Глеба возградили есте, во устроение благочестия иноческаго жительства, и противу невидимых врагов спасения нашего тамо подвизастеся, и тако угодницы бысте Богови, верою, надеждою и любовию благолепне украшаюшеся, постом же и бдением и молитвами Богу благоугождающе и во всяком благочестии ко временному житию и вечному спасению образи нам явльшеся. И ныне убо, преподобнии отцы наши, не забудите посещати чада своя, ко еже отразити от нас наветы вражия: наставите же и утвердите нас в подвизех добрых, к жизни вечней души наша руководствующе. Молитеся милости Подателю и Господу всяческих, да спасет нас, имиже весть судьбами, и наследники сотворит с вами вечнаго наслаждения, да непрестанно славим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, в безконечныя веки веков. Аминь.
Преподобному Иринарху, Затворнику Ростовскому, тропарь, глас 4
Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Волнений множество жестоким житием преходя, / изгнание, затвор и узы железные претерпел еси мужески, Иринарше терпелеводушне, / нам оставль образ злострадания и терпения твоего, / озаряя чудес блистаньми с верою приходящим к честному гробу твоему, / у него же, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим, / от них же подаеши исцеления недужным. / Сего ради зовем ти: / радуйся, Иринарше, отче предивный.
Молитва преподобному Иринарху, Затворнику Ростовскому
О преподобне отче Иринарше! Се мы молим тя усердно: буди ходатай наш присный, испроси нам, рабам Божиим (имена), от Христа Бога мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение, и от всех врагов видимых и невидимых ограждение, покрый же нас ходатайством твоим от нахождения всяких бед и скорбей, паче же от искушений врага темнаго, да еси мы с тобою прославляем всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Круг чтения
1. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 2. С. 222–223.
2. Антоний, игумен. Борисоглебский монастырь. М., 1995; с издания: Ярославль, 1907.
«И место сие вельми возградится». Издание Борисоглебского монастыря, 2000, подготовка материалов М. И. Щербаковой.
Священник Александр Парфёнов©