Богоявленский Аврамиев монастырь в Ростове Ярославском считается одним из древнейших на Руси. Его основатель, преподобный Авраамий Ростовский (память 29 октября / 11 ноября), поселился на берегу озера. Рядом на Чудском конце города находился бездушный истукан Велеса, которому приносили жертвы язычники. Преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола, и получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова. Этот путь был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни. При встрече преподобный со смирением просил благословения. Апостол вручил ему трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Впоследствии на месте явления апостола и евангелиста Иоанна Богослова была построена церковь в его честь. Заново срубленная из дерева в XVII веке, она до сих пор красуется вблизи дороги из Москвы в Ростов. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Велес в прах бысть». После этого святой построил здесь церковь во имя Богоявления Господня. Из числа новообращенных составилась монашеская обитель, ведшая свое существование до 1915 года. Преподобный Аврамий стал наставником этих, и многих других поколений иноков. Святые мощи были обретены на рубеже XII–XIII столетия, а в XV веке преподобный Авраамий Ростовский стал известен как общерусский святой.
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник. Жития его не сохранилось. Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. По преданию, в XVIII веке, купцом Никитой Алексеевичем Хлебниковым над могилой старца была построена каменная палатка-часовня. Поводом к строительству послужило исцеление купца от головной болезни молитвами преподобного. Часовня стояла у алтаря Богоявленского собора и была разрушена в 1929 году. До этого времени усердные богомольцы возлагали на себя принадлежавшие старцу железный камзол или рубашку, весом 1 пуд 19 фунтов и две кувшинообразные гири и троекратно обходили с ними часовню. Фундаменты часовни были обнаружены в 1997 году при земляных работах. Преподобный Пимен, Затворник и Верижник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых. Его почитание восстановили священнослужители Патриаршего подворья. 27 августа / 10 сентября, в день памяти преподобного Пимена Великого (вероятного Ангела Затворника Пимена), служится литургия и панихида.
Монастырские записи говорят, что отправляясь походом на Казань Царь Иван Грозный взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия,– «да тако и бысть взята Казань». Те же записи говорят, что архимандрит Иоаким «церковь каменну с четырьма приделама поставил повелением царя Иоанна Васильевича, его царскою казною». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Они имеют посвящения: один из них – преподобному Авраамию Ростовскому; другой – апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь. Есть придел, посвященный святому покровителю царя – святому пророку Иоанну Предтече. Спустя несколько лет, на Красной площади столицы был воздвигнут такой же многопридельный храм (Покровский), отразивший общую историю Казанского похода. Как и знаменитый московский храм, монастырский собор Богоявления Господня в Ростове Великом собрал все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным на Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия увенчан стройным шатром, характерным для XVI века. На приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи горка кокошников московского зодчества. В XIX веке ростовские каменщики, искусно подражая древности, пристроили звонничную башню над приделом Иоанна Богослова.
Следующая постройка монастыря связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола. Будущий строитель ростовского кремля в XVII веке выстроил здесь церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это был обычный русский храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине. В том же XVII веке боярами Мещериновыми был построен надвратный храм монастыря честь святителя и чудотворца Николая, в нем сейчас проходят богослужения. В XVIII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени. В XIX веке один из настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении находился монастырь после длинного ряда номинальных настоятелей (ректоров семинарии) с продолжительными периодами междунастоятельств. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. Ростовские матери молились угоднику Божию о здравии младенцев. Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. Весной 1901 г. на монастырском кладбище был похоронен замечательный священник той эпохи - протоиерей Аристарх Израилев. Это был выдающийся ростовский краевед и музыкант. Он умел настраивать колокола, одним из главных его исторических вкладов стала запись звона ростовских колоколов на ноты, а также в виде камертонов, повторяющих звучание самих колоколов.
В 1915 году братия обители была переведена из Аврамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии. Наступали трудные времена. Как и вся Русская Церковь, Авраамиевская обитель пережила три удара, каждый из которых в отдельности мог бы прекратить ее существование. В 1918 году проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. Это время показало подлинных хранителей наследия предков – церковный народ, сложившуюся общину. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием “Авраамиево-Богоявленское религиозное общество”. В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмов. Тогда же святые мощи преподобного Авраамия были переданы в музей и только в 1991 году возвращены Церкви. Почивают они сейчас в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. Настоятель общины – архимандрит Неофит Коробов в 1927 году стал епископом в Ветлуге Нижегородской губернии. Там в 1937 году он был расстрелян. В том же году, в Александрове, расстрелян архимандрит Сергий Озеров, преемник архимандрита Неофита. Был репрессирован архимандрит Симеон (Филипов), руководивший двумя соединенными общинами – Петровского и Авраамиева монастыря, с ним были арестованы монахини Агафия, Елена и Трифена. После войны в монастырских постройках жила полоцкая монахиня Маргарита (Метла). В 1930 году начато разрушение четырехугольника стен монастыря. В соборе находился зерносклад, в Введенском храме последовательно – детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. Храмы подвергались время от времени реставрации и присмотру, и все же к нашему времени постройки обители вызывают сожаление. Они разорены, требуют значительного ремонта. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, его стены и арки в трещинах.
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви. При приходе имеется общеобразовательная школа, творческая керамическая мастерская, подсобное хозяйство. Спецификой прихода является ознакомление многочисленных паломников со святынями Ростова Великого.
Священник Александр Парфёнов©