ПОВЕСТЬ О БОРИСО-ГЛЕБСКОМ МОНАСТЫРЕ,

КОЛИКИХ ЛЕТ И КАКО БЫСТЬ ЕГО НАЧАЛО.

(еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретох)

Прииде на сию пустыню из области великаго Нова града преподобный Феодор и вселися в ней, рода ж его и отечества и коего монастыря постриженник не обретох, во многия бо лета безписания здесь пребысть. Лес же бысть на сем месте изначала черный, а дорога проходна из Каргополя и с Бела озера и из иных градов к царствующему граду Москве и к Ростову. И бывшу ему в сей пустыни три лета никим же знаемым, токмо единому Богу ведущу, живущу в единой куще, а при дорозе сей повесил коряк-сосуд, сиречь кузов: многыа же люди, проезд творящи, учали мнети человека пустынна жителя и начали Бога ради покладати овогда хлеба, инии же овощия и прочюю милостыню, и взимающе сию милостыню, нищим творяше проходящим. Из многих весей сведаху его нищиа и прихожаху на место сие милостыни ради, проподобный же что сам милостыни во оном сосуде обреташе, то с ними раздробляше. И прииде к нему брат именем Павел, преподобный же его с радостию прием, аки екое сокровище обрете.

О НАЧАЛЕ ОБИТЕЛИ

Во дни благочестиваго великого князя Димитрия Ивановича всея Руси, в четвертое лето государства его, при священном митрополите Алексии всея Руси, при Ростовском князе Константине и при епископе Игнатии Ростовском приход творящу преподобному Сергию в Ростов к Пречистый и к чудотворцам молитися ([1]), и сие уведав преподобные пустынники Феодор и Павел идоша в Ростов и молят князя и епископа, чтобы им с сей пустыни воздвигнути церковь и монастырь строити, и молят преподобнаго Сергия, дабы посмотрил места, где им поставити церковь и место благословил, преподобный же Сергий сотвори по прошению их, прииде с ними на место сие, и много походив по пустыни сей, пустынником же мыслящим, овогда показуют место, овогда инде, преподобный же вся изсмотрив и прииде на место сие, где стоит и доныне церковь великих Христовых страстотерпец Бориса и Глеба и благослови их поставити храм великых страстотерпец Бориса и Глеба, и рече им: «Призрит Господь Бог и пречистая Богородица на место сие  и великые страстотерпцы Христовы в помощь вам будут. И сие место велми возградится и в предыдущиа времена будет превозносимо под большими лаврами». И дав им мир и благословение, отиде в путь свой.

О ИЗВЕЩЕНИИ ПРЕПОДОБНЫМ.

Преподобным же пустынником место строящим и лес секущим где храму воздвигнутися и на месте от труда опочивающим и предсташа два светла воина, вооруженна и украшена царскыми багряницами, им же обема в тонце сне равно видяще глаголюща Христова воина: «Тружайтесь на месте сем, Бог не сотавит и пречитая Богородица места сего, и мы неотступно будем о месте сем на помощь вам и по вас строящим место сие». Преподобныма же ястась има на нозе и глаголюща: «Кто есва, господиа, наию» и имж невидимым быша, а глас в уши их слышашеся, первый именова себе Роман, а вторый Давид. Имже отвеликаго страха и ужаса в себе пришедшим един втораго вставляет и глаголет: «Страшно видехом» и вторый тожде глаголет равно видение и равно слыша и встав благодаря Бога трудне подвизашася и напред простирашася. И начаша сбиратися к ним братия и мирская чада, и древодели приходити в помощь делу и братиям в мала время намножившимся, и умолен от братиии преподобный Феодор, чтобы им игумен был и тако свершися. И Божию помощию началась наипаче оная обитель строитися и благодать Божия бе на месте сем. И многыя христолюбцы веру начаша держати в святое се место и вся красная в мире приобидев начаша приходити, желающи иноческаго жития. Преподобный же Феодор приимаше их с радостию и причиташе к братии. Из Ростовскыа области многыа вельможа преставленныя начаша кластись и за душа своя отчины своя давати, села и деревни и пожни. И тако сим бывающим преподобный Феодор начатбольма и трудолюбне подвизатись, Божиею помощию монастырь строити и братию совокупляти и воздвигает теплую церковь Благовещения пресвятыя Богородицы общаго ради собрания. Преподобный же начальник Феодор, водвизався во обители сей доволныа лета, Божиею милостию и пресвятыя Богородицы заступлениеми Христовых страстотерпец Бориса и Глеба помощию церкви воздвигнув и кельи поставя, и многая по чину монастырскому взградив, и нивы и пашни к тому монастырю прриобрете, и человекы многыа и скоты на службу в обитель сию устрои, и не преста от труда своего, аще и в многолетной старости и седине бысть и не даде телу своему ни мало покоя. Еще второе о Бозе умышляет, дабы ему дал Бог обрести место потребно к рыбной ловли.

О отшествии святаго из борисо-глебскаго МОНАСТЫРЯ.

И помылив о Христе, вскоре пути емлется, предав обитель в Божии руце и пречистей Богородици и великых Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба заступников имцущи и приказав обитель и братию спостнику своему и брату о Христе Павлу и отходит в Вологодцая места, поим  с собою два некая брата от ученик своих и тамо обрете место зовомо Святая Лука. И обшед оно место подобнок монастырскому строению и восхоти заняти себе займище и постави едину малу клетцу и очютив же се окрест живущеи неразумнии невегласи человекы, еще чудцкое исчадие, сего преподобного трудника изгониша и келейцу разметаша; и изгониму ему, идяще Богом наставляем, и молящуся ему за творящих ему пакость. И утешая ученик своих, рек: «Не скорбите, братие, Господь нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших на зело» и прочая псалма глаголет, и второе поучя их глаголет: «Рече Господь своим учеником: аще отженут вас от града, идите во ин», и многая места по пустыням проходя, аки ловец ходуч, где бы ему искомая обрести, иде в Белоозерская места, и обходив по пустыням около всего Бела озера, на усть Ковжи реки новопашенныя места, починкы. Бело ж озеро тогда государство уделнаго государя князя Андрея Димитреевича, Донскаго сына. И изсмотрев преподобный Феодор такова подобно места, возложив надежду на всесилнаго Бога и пречистую Богородицу Помощницу имуще, пути емлется к царствующему граду Москве. И биет челом, и молит уделнаго государя князя Андрея Дмитреевича Можайскаго и Белозерскаго, чтобы его пожаловал, дал ему место, где церковь вздвигнути Николы чюдотворца и монастырь строити. И Божией милостию, и пречистыя Богородици помощию, и чюднаго чюдотворца Николы, и страстотерпец Христовых Бориса и Глеба вскоре прошение свое получи: жалует его князь Андрей Димитриевич, дает ему свои жалованныя грамоты на починкы и на пожни и на рыбныя ловли. И поимав жалованныя грамоты, приходит в Борисо-Глебской монастырь и устроити вскоре в свое место над братиею Павла игуменом.

О ОТШЕСТВИИ ПРЕПОДОБНАГО НА БЕЛО ОЗЕРО И О СТРОЕНИИ НИКОЛАЕВСКАГО МОНАСТЫРЯ, ЧТО НА КОВЖЕ.

Предав монастырь и возлюбленнаго о Христе брата игумена Павла и братию в руце Божии, и пречистый Богородици, и великым страстотерпцем Борису и Глебу, и пути емлется. И шед Божиею помощию на оное реченное свое место начал труды к трудам прикладати, и слезы к слезам изливая и приатныя молитвы к Богу всылая и к пречистей Его Матери, и чюдотворца Николу помощника имущи, в начале воздвизает храм Николы чюдотворца, и потом возгражает вся потребная монастырю. И увидав сего преподобного на том месте православныя веры христиане многыа благословения требующи и многыя, вожделев иноческаго жития, прихождаху. Преподобный же их приимаше с радостию. И на том месте, пожив довольныя лета, храм воздвиг и монастырь устроя и братию совокупив, и игумена над ними устроя, и в глубоцей старости проразуме свое отшествие к Богу, прииде в свою обитель, в Борисо-Глебской монастырь, и приемлем игуменом Павлом и братиею приятно о Господе, радостно и о труде его  и о подвизе духовне веселяшеся и всемогущему Богу и пречистей Его Матери хвалу воздаша и трапезе с братиею приемни бывают, вкупе же телесне и духовне веселящеся. Никольской же монастырь приощает к Борисо-Глебскому монастырю и во всяком поучении и в строении приказывает игумена и братию любимому о Христе брату игумену Павлу Борисо-Глебскому. И до сего дне зовется на Беле езере Никольской монастырь Борисо-Глебского монастыря, игумена и братию ведает Борисо-Глебский игумен, кого над братиею устроить в игумены.

И не по мнози времени в добре исповедании с миром успе о Господе преподобный началник Борисо-Глебский Феодор месяца октября в 22-й день, на память святаго отца нашего и равна апостолом Аверкиа. Преподобный же Павел игумен с братиею, окропив слезами трудолюбное его тело скутав погребе честно. И по преставлении преподобнаго Павел игумен больма о Христе нача подвизатися, и також Божиею волею обема монастыри и щися и недостаточная наполняти и довольныя лета пожив в добре исповедании ко Господу отъиде.

И по сем преподобнем игумене Павле первый игумен Савелей, второй игумен Михайло, третий игумен Иона, четвертый игумен Питирим. При Ионе же игумене и при сем Питириме к Пречистой и к великым страстотерпцем Борису и Глебу  благоверный и христолюбивый государь князь великый Василей Васильевич всея Русии и благородная мати его великиа княгине Софья в обитель сию начаша веру велию имети и подаваша многыя жалованныя грамоты потребныа монастырю, и оттоле начал князь великый Василей Васильевич звати своим монастырем. И сей же Питирим крести у великого князя Василиа Васильевича сына князя Ивана. А по Питириме первый игумен Феодосий, второй игумен Пафнотий, третий игумен Игнатей, четвертый игумен Киприан, пятый игумен Илья, шестый игумен Феофил. Сей же Феофил бысть в монастыре на игуменстве тридесят лет и велми о Христе подвизася, бысть наследник преподобным началником. Сей же Феофил дело велие о Бозе помыслив, молит всесилнаго Бога и Господа нашего Иисуса Христа и пречистую Богородицу и великых страстотерпец Бориса и Глеба и преподобных начальников Феодора и Павла помощников имущи.

И по повелению благовернаго и христолюбиваго государя великого князя Василия Ивановича всея Русии и по благословению архиепископа Ивана Ростовскагоначал здати в монастыре храмы каменныя и прочиа службы, и обложил церковь великых Христовых страстотерпец Бориса и Глеба лета семь тысящ тридцатого (1522) году июня в 18-й день и священна бысть церковь страстотерпец Христовых Бориса и Глеба лета от создания мира 7032-го, а от Рождества же Христова 1524-го года сентемвриа в 22-й день архиепископом Иваном Ростовскым, до тогож лета июня в 30-й день по благословению архиепископа Ивана Ростовскаго заложил церковь теплую Благовещение пресвятые Богородици с трапезою и священа бысть при благоверном великом князе Василии Ивановиче всея Русии архиепископом Кириллом Ростовским и Ярославским лета 7035 октября в 7-й день.

Сей же подвижник Феофил в сем каменном здании начал зелно изнемогати и скорбети о извести, понеже проходом далече и ставится дорого. Посылал на Плесо в судех, вверх Котросью до Ярославля, проход же тяжек есть и далече Которосью и Волгою, и бил челом христолюбивому государю великому князю Василию Ивановичу всея Русии, чтобы ему государь ослободил в своих селех и в княжеских отчинах и в боярских искати извести волно. Благоверный и христолюбивый государь князь великый Василей Иванович даде ему свою жаловалную грамоту в Ростовской уезд и в Переславской, где обрящет известь копати волно, без всякаго возбранения. Сей же в многая места посылает и многыя труды прилагает и нигде доволно обрести возможе извести, чем свершити каменное здание и зело оскорбеся, начати возможе, а свершити не возможе и к всесилному Богу, и к пречистей Его Матери, и к великим Христовым страстотерпцем на молитву преклоняется и безпрестанныя слезы с великим умилением аки быстрину от очию испущати. И вскоре от всемогущаго Бога И пречистыя Его Матери и по желанию своему обрести и от великых и светлых Христовых страстотерпец Бориса и Глеба извещение приим, обрете в отчине Пречистые и великых страстотерпец известь пять верст от монастыря.

О сем же по преставлении Феофиловом ясно поведа многым нам ростовец мастер церковный каменноиздатель Григорей Борисов: Делающе зде нам теплую церковь, и призван есми к Феофилу келейником его. Феофилу же на молитве стоящу и повеле мне внити в келию свою, келейнику же повеле изыти из кельи и начал мне с запрещением глаголати, а стоит слезен и рече мни: « «Григорие, имам  ти нечто рещи, да не моги сего поведати никому же от братей до умертвиа моего, аще же кому речеше при животе моем, зле постраждеше»». Аз же ему обещася сугубо никому поведати при животе его. Преподобный же Феофилначал мне поведати: « «Григорие не обленися в прочие лета в святей сей обители о каменном здании подвизатися, понеже не презре Бог и пречитсая Богородица и великыа страстотерпцы грешнаго моления моего»». Нарек день и время и рече: « «Стоящу ми в вечеру на обычном правиле и забывшумися и вздремавшу и предсташа мне два светла Христови воина храбрая страстотерпца Борис и Глеб и рече ми: « « «Не скорби о извести. Даст тебе Пречистая в домовой нашей отчине известь близ монастыря, при тебе начнут, и по тебе в Пречистые обители и в нашей здатися каменное здание не престанет.И мы в помощь к монастырскому строению будем»»». И невидимы быша. И се третий имать день, принесе ми крестианин из монастырскыа деревни Кочарка зовома зобенку камени, а обрел, сказывает, на поле на верх земли. И послал есми в хлебню в пещь и ужгоша и принесли ко мне и показали ми: известь бе аки снег»». И посылал спыты и обрете извести доволно каменному зданию и в прочия лета по извещению святыми и по проречению старца Феофила».

По преставлении Феофилове, Игумены Стахе, Васиан о каменном же здании тщание положили, да и прочия игумены и до сего времени что ни помыслят здати каменное дело, то извести обретают на том месте, у тоеж деревни, где Феофил обрете.

И тако Божиею милостиию и пречистыя Богородицы и великых Христовых страстотерпец Бориса и Гшлеба помощию и молитвами преподобных началников Феодора, Павла и старца Феофила строится.

Повесть эта, вообще в рукописях редкая, печатается здесь со списка ея в сборнике Троице-Сергиевой лавры № 782, л. 449-461, писанного около половины XVI века.

По рукопис. святцам : «Преподобнии отцы Феодор и Павел, игумени Борисо-Глебского монастыря на Устье реке, быша в лето 7000 (1492) (1392?) месяца октября 22 день.»

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА

ЦАРЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА РОСТОВСКОМУ БОРИСО-ГЛЕБСКОМУ МОНАТЫРЮ.

От царя и великого князя Феодора Алексеевича и всея великия и малыя и белыя России самодержца в Ростов столнику нашему и воеводе Гаврилу Фирсовичу Давыдову. В нынешнем в 7190 (1682) году марта в 26-й день писали к нам великому государю из Ростова таможенной голова Трифанко Зверинцев с товарищи: Ростовскаго де уезду под Борисо-Глебским монастырем бывает ярманка на праздник святых страстотерпцев Бориса и Глеба и на тое де ярманку приезжают из разных городов многие торговые люди со всякими товары и с денгами для покупки животины и иных товаров и с теми де товары сидят в их монастырских лавкахи торгуют безпошлинно, а в монастырь берут с них торговых людей толко полавочное и мест наем не во многие дни, да с продажной животины от пятна по четыре денги, да сукон и холстов с конца по две денги, а они де голова с товарищи для сбору таможенных пошлин на тое ярманку без нашего великого государя указу т без грамоты ездтить и пошлин собирать не смеют, и марта в 31-й день послана к тебе наша великого государя грамота, велено ему таможенному голове Трифанку с товарищи на том Борисо-Глебском и на иных таких торжках таможенные пошлины сбирать по указанным статьям 7189 (1681) году непременно, и апреля во 2-й день били челом нам великому государю из Ростова Борисо-Глебского монастыря игумен Иосиф, да келарь Мисаило с братиею, в том де Борисо-Глебсколм монастыре изначала преподобных отец Феодора и Павла как та обитель зачалась мая во 2-й день на праздник святых страстотерпец благоверных великих князей Бориса и Глеба съезжаются с городов и из уездов торговые и всяких чинов люди торговать, а пошлин де с них верные головы и откупщики никогда не сбирывали и ныне не сбирают, только в прежних годех и доныне те торговые люди в тое ярманку давали им в монастырь на свечи и на ладон и на вино церковное поелику возможно и тою де дачею церковную службу они в год исполняли а в прошлом в 7159-м (1651) году по ложному челобитью москвитина Афоньки Федотова та ярманка отдана была ему на откуп на год за три рубли и в 7161-м (1653) году по челобитью того монастыря прежняго игумена Гермогена с братиею и по обыском той ярманке в откупу быть не велено и из окладу в приказе большого приходу выложена, а велено им с торговых людей сбирать в монастырь на всякие церковные потребы по прежнему для того, что у них опричь того иного никакого доходу нет и о том дана им жалованная грамота и по той де грамоте с 7161-го и по се время с торговых людей в монастырь они сбирают в году на один день, а ныне де Ростовской таможенной голова на праздник с торговых людей пошлины хочет сбирать в таможню, а поуказанным статьям 189-го года велено ему и иным головам пошлины сбирать гда торгуют не в указанных местех, а они де сбирают по грамоте, и нам великому государю пожаловати б, не велет прежней жалованной грамоты нарушить и таможенному голове пошлин сбирать и велети б сбирать им в монастырь по прежнему, чтоб в том монастыре за скудностью свеч и ладану и вина церковнаго церкви Божии без службы не были и о том сборе дати б им нашу великого государя грамоту вновь и к тому их челобитью того монастыря стряпчие Феодор Агеев положил в приказе большие казны на тое ярманку прежнюю жалованную грамоту 161-го году, а в ней написано, по указу отца нашего государства блаженныя памяти великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии самодержца дана его государева жалованная грамота того Борисо-Глебскаго монастыря прежнему игумену Гермогену с братьею и которыя впредь в том монастыре иные игумены и братия будут, велено под тем монастырем торговым людем, кои на праздник Бориса и Глеба съезжались, торговать всякими товары, а с них торговых людей в тот монастырь велено сбирать на свечи и на ладон и на вино церковное как на той ярманке сбирывали в тот монастырь изстари, для того что по их игумена с братиею челобитью про тот торговых людей съезд и что они в монастырь на всякия церковныя потребы сбирают, во 160-м году в Ростовском уезде сыскивано большим обыском, а в сыску всяких людей семьсот один человек сказали, что под тем монастырем на тот праздник с торговых людей в монастырь сбирали они до 159-го году изстари, а на вере и на откупу ни за кем того торжку не бывало, а что во 159-м году тот торжек отдан был на откуп москвитину Афоньке Федотову на один год, а откупу велено было заплатить три рубли и во 161-м году с откупу у него Афоньки тот торжок снят и впредь на откупу и на вере быть не велено и в приказе большого приходу из окладу выложен, и та жалованная грамота дана им с прочетом, а в нашем великого государя указе в новоуставных статьях како быша учинены о таможенных сборах в прошлом во 189-м году за пометою думного нашего дьяка Василия Семенова написана и велено из городов таможенным верным головам для сбору пошлин послать в уезды на малые торжки, на которых торгуют безпошлинно не в указанных местех и в нынешнем во 190-м году в 8-й день по нашему великого государя указу Ростовскаго Борисо-Глебскаго монастыря игумену Иосифу с братьею на праздник Бориса и Глеба с приезжих торговых людей велено в монастырь на свечи и ладон и на вино церковное по жалованной грамоте 161-го году сбирать по прежнему, а из Ростова таможенным головам для сбору пошлин посылать не велено и о том велено им игумену с братьею против иных таких же монастырей дать нашу великого государя грамоту вновь с прочетом же и как к тебе сия наша великого государя грамота придет и ты б Ростовскому таможенному голове Трифонку Зверинцеву с товарищи и впредь иным головам под тот монастырь для сбору пошлин послать не велел и велел того монастыря игумену Иосифу с братьею и которые игумены ж в том монастыре впредь будут с торговых людей впредь сбирать в монастырь на свечи и на ладон и на вино церковное по жалованной грамоте 161-го году против прежняго как сбирали изстари. А прочет сию нашу великого государя грамоту и списав с нее список слово в слово, оставить у себя в съезжей избе, а сию подлинную нашу великого государя грамоту отдать для того сбору Борисо-Глебскаго монастыря игумену Иосифу с братьею. Писан на Москве лета 7190-го (1682) году апреля в 12-й день.

 



[1] Это было в 1363 году

Hosted by uCoz