Мария Кожевникова, реферат:

НАШИ ПРАЩУРЫ – НАШИ ПОМОЩНИКИ

Ростов мой бедный!
Был велик
Ты духом и трудами предков.
Теперь мы, слабые потомки их,
Былую доблесть вспоминаем редко.


Причин, по которым я выбрала ростовскую княгиню Марию героиней своего реферата, несколько. Во-первых, мы живем в очень трудное для нашей Родины время, которое чем-то напоминает то трагическое для Руси время, когда жила княгиня Мария. Чтобы доказать это, придется сделать небольшой политический экскурс. Мусульманские экстремисты хотят построить мировое государство Туран. Карту этого будущего государства можно увидеть на мусульманских сайтах в Интернете: зеленым цветом окрашены территории многих стран, в том числе и России. Из российских регионов в состав нового государства планируется "изъять" республики Северного Кавказа, области и республики Поволжья до Татарии включительно. И это не просто мечты. Идет активная подготовка для осуществления этих планов. Так, Татария по многим показателям превратилась в почти независимое государство в сердце России. Российский исламский университет, открывшийся в 1998 году для "промывания мозгов" в Казани, полностью находится на содержании богатых арабских государств. Нечто похожее происходит и в Чувашии, где с 1991 года действует Ассамблея тюркских народов. Конечной целью АТН является объединение тюркских народов России с Турцией.
В Чечне, где сектанты от мусульманства свили себе гнездо, погибли тысячи наших солдат. Из Чечни террористы приезжают в российские города, чтобы взрывать жилые дома, брать в заложники мирных людей в самой столице России. Мусульмане активно заселяют российские города, (в том числе и Ростов), и неизвестно, не превратятся ли они во множество новых Косово… Вновь вышла из забытья идея империи Чингисхана, которая снова грозит целостности нашей Отчизны. Так что политическое сходство есть. Также есть нечто общее и в нравственном отношении. Русские князья в ХШ веке из-за амбиций и гордыни не могли действовать сообща. И сейчас у нашего народа нет религиозного единства, нет идеи, которая бы нас объединяла. Против наших религиозных, нравственных и культурных ценностей ведется настоящая информационная война. Потеря веры и вседозволенность подточила нравственные устои нашего народа. Разрушительно проведенная "перестройка" подорвала нашу экономику и обороноспособность. Россия обнищала и ослабла. Это тоже, в какой-то степени, напоминает время, когда силы Руси были подорваны монголо-татарским нашествием. Вторая причина – более личная. Она заключается в том, что мой дом находится на земле, до ХУШ века принадлежавшей монастырю, основанному княгиней Марией. Копая грядки, наша семья изредка находит предметы, которые напоминают об этом: било от небольшого колокола, бутылочку из-под святой воды… Прямо из окна моей комнаты виден Спасо-Преображенский собор семнадцатого века – единственная постройка, которая сохранилась от ансамбля Спасо-Песоцкого монастыря. Глядя на ее прекрасные формы, мне всегда хотелось узнать историю ее создания. И, наконец, третья причина – совсем личная. Я живу в Ростове уже четыре года. С самого начала меня поразил этот старинный русский город, могучая, но устремленная к небу архитектура его храмов и монастырей, уютные старинные дома и огромная гладь озера Неро. Но я сразу заметила контраст величия старого и убогости нового. Сначала это бросается в глаза во внешнем облике города: примитивная архитектура новостроек, покосившиеся заборы, разбитые дороги, огромные современные руины гостиницы в центре города, - как будто только вчера закончилась война и бомбежки. А когда присмотрелась, увидела и внутренние нестроения: множество несчастных бомжей, спившихся людей, осиротевших при живых родителях детей, которые просят милостыню у туристов. К сожалению, эта картина разрухи всего строя жизни характерна для многих русских городов и деревень. Я стала думать: "Неужели нашим предкам, которые построили все то, что придает величие Ростову Великому, было легче, чем нам? Ведь Россия постоянно отражала натиск врагов. Наука и техника прежде не были развиты, как теперь. Так что же помогало нашим дедам и прадедам подниматься над бытом и создавать такую красоту!? Что позволяло им, находясь под игом жадных и жестоких завоевателей, сохранять крепость и достоинство, основывать монастыри, рожать и растить помногу детей? ". И мне показалось, что образ приснопамятной княгини Марии поможет мне разгадать, как им это удавалось.
Поэтому для своего реферата я выбрала тему о мужественной, умной и деятельной женщине, трудившейся на благо ростовского княжества и всей Руси в очень тяжелое время, чтобы хоть немного стать на нее похожей, и в наше, по-своему трудное, время тоже постараться послужить своей Родине и городу, в котором я живу. Карамзин считал историю наукой, которая должна воспитывать людей, наставлять их в повседневной жизни, … развивая в них патриотизм и нравственную чистоту. Итак, моей долговременной целью является изменить себя в лучшую сторону и помочь в самоусовершенствовании другим. В этом нам будет способствовать знание истории Отечества, и протянут руку помощи через века и заговорят с нами достойные пращуры: святой благоверный князь Василько, его супруга, княгиня Мария, ее отец - святой благоверный князь Михаил Черниговский и другие прекрасные доблестные русичи. Главной своей задачей я ставлю сбор материалов, которые позволили бы по достоинству оценить роль ростовской княгини Марии в истории Руси, а может быть даже, помогли бы в деле ее церковного прославления. Она для меня является идеалом русской женщины во всех ее многогранных проявлениях, и хочется, чтобы мои сверстницы больше узнали о ней, и она стала для нас примером для подражания. Хотелось бы создать в нашей гимназии молодежный историко-краеведческий клуб, самим проводить экскурсии по Ростову и окрестностям, выпускать свою газету. И темой одной из экскурсий может стать "Спасо-Песоцкий Княгинин монастырь". Для того чтобы образ княгини Марии стал для меня более отчетливым, я собирала материалы,- и современные, и старинные,- не только о ней самой и ее ближайшем окружении, но и об эпохе, в которую она жила, о женщинах того времени. Поскольку все известные мне материалы характеризуют княгиню Марию с положительной стороны, - все они "работают" на создание идеального образа русской женщины. Так что, особого отбора материалов делать не приходилось. Оставалось только расположить их в нужном мне порядке, чтобы каждый раздел подчеркивал какую-то грань ее личности. Сравнивая различные материалы, я замечала некоторые несовпадения. Если выражаться торжественно, научным языком, то это моя первая попытка применить метод сравнительного анализа. Итак, приступим…

РУССКИЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ

Вглядываясь в прошлое, мы видим русскую женщину не только склонившуюся над детской колыбелью. В истории есть немало примеров беззаветного служения женщин своему Отечеству даже силою оружия. Так, А.А Титов в краеведческой энциклопедии "Ростовский уезд Ярославской губернии" рассказывает, что в ХП веке дочь воеводы Фили, который служил у князя Юрия Долгорукого, по имени Фекла, была "на войне люта и храбра, а в миру весьма добра…" В селе Пашине, в семнадцати верстах от Ростова, жила дочь князя Андрея Федоровича – Дарья. Накануне выступления ростовского войска девушка пропала из родительского дома, Позже отцу и родным стало известно, что переодетая в мужское платье, Дарья вместе со своим возлюбленным, ростовским князем Иваном Александровичем, за которого она позже вышла замуж, участвовала в Куликовской битве как простой воин. Еще одно имя воительницы, которое встречаем у А.А.Титова – княжна Феодора. Она была дочерью ростовского князя Ивана Ивановича Пужбольского - Верши, из деревни Пелеево, что также неподалеку от Ростова. Княжна Феодора последовала на смертный бой с татарами за своим возлюбленным, князем Василием Дмитриевичем Бычковым, в числе дружины Дмитрия Донского. Князь Василий пал на Куликовом поле смертью героя, а княжна Феодора, сильно раненная, была привезена в Пелеево ростовским князем Василием Васильевичем Ласткой. У современного автора, Т.П.Федотовой, описывается, что княжна Антонина Пужбольская, чей древний ростовский род вел свое начало от мерянина Вадима Пужбола Бесстрашного, переодетая в мужскую одежду и облаченная в доспехи воина, также сражалась в 1380 году в войсках Дмитрия Донского на Куликовом поле. Идет ли здесь речь о двух разных Пужбольских княжнах-воительницах? Или, быть может, княжна Феодора приняла монашеский постриг с новым именем Антонина в связи с гибелью своего жениха? Выяснить это мне не удалось. Трудно предположить, что ратный подвиг этих немногочисленных амазонок сильно повлиял на весь ход русской истории. Несомненно одно: русские воины-мужчины имели в лице своих невест и сестер крепкий тыл, что, безусловно, влияло на исход любого сражения. Но основное предназначение женщины – быть женой, матерью, хранительницей домашнего очага, а также верной защитницей духовных и культурных ценностей, вдохновляющей мужчин на подвиги. Именно такой женщиной и была княгиня Мария – почтительная дочь, любящая жена и мать, смиренная христианка, дальновидный политик-миротворец, просвещенный летописец, основательница монастыря.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

ХШ век. Великую некогда землю Руси с запада терзала Литва, а с востока - орды завоевателей, по жестокости и силе несопоставимые ни с какими врагами прошлого. Татаро-монголы разбили не только русские рати: их орды разгромили войска короля Венгрии Белы IУ, конница Батыя достигла городов Центральной Европы, вышла на побережье Адриатики. А на самой Руси – княжеские усобицы, интриги, распри. Жизнь княгини Марии пришлась на это трагическое для Отечества время. Княгиня Мария была дочерью князя Михаила Черниговского. От него она унаследовала крепость веры, патриотизм, доброту и смелость. Вот выдержки из его жития, которое находим в старинном "Словаре историческом о святых…" МИХАИЛ, святый, Князь Черниговский, сын Всеволода Чермнаго… В 1224 г. Михаил был послан Великим Князем Георгием П княжить в Новгород. Княжение его было мирно и счастливо. Он был заступником Новгородцев пред Великим Князем. Народ любил Михаила; но Князь, считая себя пришельцем и стремясь душою к своей отчизне, оставил (1225 г.) Новгород и поехал в Чернигов. В 1233 г. Михаил и союзник его Изяслав Владимирович, внук Игоря Северского, овладели Киевом и обложили данью всех иноземцев, в этом городе обитавших… Но убиение послов хана Мангу (1240 г.) заставило Михаила бежать из Киева в Венгрию. Михаил предложил королю Венгрии Беле IV вооружиться против Татар; избавить храмы и народ христианский от ига иноверцев; но вместо радушия встретил холодный прием. Огорченный Михаил возвратился в Чернигов, где сановники ханские переписывали тогда бедный остаток народа и налагали на всех дань. Они велели Михаилу ехать в Орду. Надлежало покориться необходимости. Приняв от духовника благословение и запасные Св. дары, он с боярином Феодором и с юным внуком, Борисом Васильковичем Ростовским, прибыл в стан к Монголам, и хотел уже вступить в шатер Батыев, но волхвы или жрецы требовали, чтобы он шел сквозь разложенный пред ставкою священный огонь и поклонился их кумирам. "Нет!", - сказал Михаил, - "я могу поклониться Царю вашему, ибо Небо вручило ему судьбу государств земных; но Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам. "Услышав о том, Батый объявил ему через своего вельможу, что должно повиноваться или умереть. "Да будет!", - ответствовал князь. Готовый на смерть, он вынул дары, причастился Святых Таин с любимцем своим Феодором и пел Священные псалмы Давидовы. Напрасно юный Борис и вельможи убеждали Михаила, брали на себя грех и покаяние, если он… исполнит волю Батыеву. "Прочь слава мира сего!", - воскликнул князь, сбрасывая с себя мантию. По данному знаку убийцы бросились на него, били его в сердце и топтали ногами. Бояре Российские безмолвствовали от ужаса. Один Феодор стоял спокойно и ободрял терзаемого князя… Какой-то отступник веры Христианской, именем Доман, отсек ему голову, по словам летописи, "еще слово глаголющу: Христианин есмь!" Сам Батый удивлялся твердости Михайловой и называл его великим мужем. Боярина Феодора постигла та же участь… Они умерщвлены 1246 года и погребены были в Чернигове; через несколько лет Св. мощи их перенесены в Москву… Церковь совершает память Михаила и боярина его Феодора февраля 14 и сентября 20. Михаил оставил пять сыновей и двух дочерей". Я специально так подробно цитировала житие святого князя Михаила, чтобы стало понятно, от какого благого корня произошла княгиня Мария. Читая житие князя, видишь все возможные добродетели: любовь к своим подданным, к родному городу; жесткое отношение к иноземцам и ненависть к врагам. Князь был решительным политиком: он пытался создать анти-татарский союз с Венгрией. Поражает духовная собранность Михаила, его готовность к подвигу, решимость даже ценой жизни отстаивать свою православную веру. В родной семье княгиня Мария получила благочестивое воспитание и блестящее по тем временам образование. К этому выводу можно придти, изучая житие ее старшей сестры, преподобной Евфросинии. В миру Евфросиния именовалась Феодулией. Перед самой свадьбой ее жених умер, и "бысть, в веселия место, плач и сетование". Потрясенная смертью своего жениха, Феодулия постриглась в монахини в Суздальском монастыре. В ее "Житии" особо отмечена ее незаурядная образованность, глубокое знание античной литературы: "Она познала все книги Виргилийски и витийски, была сведуща в книгах Аскилоповых и Галеновых". "В этом перечне и поэты – Вергилий, Гомер, и философы – Аристотель, Платон, и медики – Гален, Аскилон (Эскулап). "Легко предположить, что сестер в одной семье воспитывали примерно в равных условиях и, следовательно, княгиня Мария… получила такое же образование". С девочками занимался отец, князь Михаил, "уча по книгам и прочим премудростям", и его верный боярин Феодор – "зело учи бо ся от философ".

ЗАМУЖЕСТВО И МАТЕРИНСТВО

И после замужества княгиня Мария Михайловна Черниговская вошла в благочестивую семью с давними культурными традициями – в семью Всеволодовичей. На Руси того времени в обычае были браки по сговору родителей. С их помощью решались многие затруднения: династические, военные и государственные. Но княгиня Мария вышла замуж по взаимной любви. Опираясь на материалы "Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете", Светлана Кайдаш повествует, что ее жених, князь Василько, был племянником Владимирского великого князя Георгия Всеволодовича. Отец Василька, Константин Мудрый, скончался рано, оставив малолетних сыновей на попечение брата Георгия, Васильку было тогда десять лет. Когда ему исполнилось пятнадцать, дядя послал его с войском на Калку. Сам Георгий Всеволодович от участия в сражении уклонился. По летописным известиям Василько к сражению опоздал и в Чернигове узнал печальную весть о том, что русские князья потерпели поражение. Спустя два года после битвы на Калке, великий князь Георгий Всеволодович послал Василька с боярами в Смоленск, Чернигов и другие города, чтобы тот выбрал себе жену. Когда Василько и Мария впервые увидели друг друга, им обоим не было еще и семнадцати лет. "Жених имел величественную и прекрасную наружность, был любим всеми за добродушие и кротость". С.Кайдаш пишет, что хотя, по обычаю, невесту следовало привезти к жениху и венчаться во Владимире, но по просьбе отца невесты венчание состоялось в Чернигове 10 января 1227 года. Опираясь на другие источники, научный сотрудник ростовского музея Е.В.Плешанов считает, что свадьба состоялась во Владимире. По данным Р.Коновалова, свадьбу все-таки справляли в Чернигове, но зимой 1228 года, в церкви Благовещения. Я рискну предположить, что разные версии даты и места бракосочетания - это не просто ошибка или небрежность: дошедшие в отдаленные от Чернигова и Ростова слухи о торжественно отпразднованном в Чернигове обручении могли быть приняты за сообщение о свадьбе и занесены в летописи. Сама же свадьба могла состояться через год во Владимире. 12 февраля (1227 или 1228 года) князь Василько Константинович с юной женой вернулся в Ростов Великий. Летопись сообщает о рождении у молодой четы двух сыновей: в 1231 году - Бориса, а в 1236 году – Глеба.
Обычно на Руси называли младенцев по имени святого, чья память праздновалась в день его рождения. В православных святцах сказано, что память святого мученика Бориса, князя ростовского, (названного при крещении Романом) совершается 2 мая (15 мая по новому стилю) и 24 июля (6 августа по новому стилю). Память Глеба, благоверного князя Муромского, (во святом крещении Давида) совершается также 2 мая (15 мая н.ст.) и 5 сентября (18 сентября по н.ст.). Совпало ли рождение обоих сыновей князя Василько и княгини Марии с днями памяти этих святых - судить трудно, так как точные дни их рождения в летописях не указаны. Но скорее всего ростовская княжеская чета назвала своих детей не по святцам. Родители нарекли их так с глубоким смыслом. Память святых братьев-мучеников, сыновей святого великого князя Владимира, предательски убитых пасынком их отца, Святополком, очень почитали на Руси: их братская любовь и кротость были символом примирения и христианского всепрощения. Так как мать всегда принимает участие в выборе имени для своего младенца, можно сказать, что княгиня Мария самим избранием имен Бориса и Глеба показала свою надежду вырастить сыновей миротворцами. Это был адресованный русским князьям тонкий символический призыв к примирению перед лицом общей опасности, который прекрасно был понятен современникам. Выбор имен сыновьям – свидетельство того, что княгиня Мария уже в молодости понимала важность и необходимость христианских добродетелей, - смирения и прощения братьям обид, – как необходимого условия для объединения русских людей.
Много лет спустя Александр Невский получил от сына Батыя Сартака ярлык на великое княжение, у него было много противников среди русских князей.

ВДОВСТВО

Но недолгим было семейное счастье Марии, - близился час испытания.
В 1237 году орды Батыя вновь появились на русской земле. Первый большой город, который они осадили, была Рязань. После пяти дней осады, 21 декабря, город был взят и сожжен, жители убиты или уведены в плен. Рязанский князь по приказанию Батыя убит. Его жена, Евпраксия, узнав о смерти мужа и не желая попасть на поругание врагам, из "превысокого храма" с сыном на руках "ринулась" на землю и "заразися (то есть разразилась, разбилась) до смерти". "Случаи самоубийства русских женщин, которые свою супружескую честь считали дороже жизни, были в годы нашествия Батыя довольно частыми. Об этом сообщают летописи, песни и сказания. Так же, как и рязанская княгиня, погибла жена черниговского князя - Домникея, бросившаяся с высокого терема."
После Рязани татаро-монголы разграбили Пронск, Ростиславль, Борисов-Глебов, Зарайск, Коломну, осадили Владимир. Великий князь, Георгий П Всеволодович, выехал к верховьям Волги собрать ополчение. Его сыновья, Всеволод и Мстислав, остались сражаться на стенах города. Великая княгиня Агафья (которая была сестрой Михаила Черниговского) со снохами и внуками затворилась в соборе. Враги ворвались в город, обложили собор хворостом и подожгли. Все находившиеся в соборе взрослые и дети погибли в огне и дыму. Всеволод и Мстислав пали в бою. Большая часть жителей была убита, немногие взяты в плен… Конница Батыя двинулась на Ростов и Суздаль.
Тем временем на реке Сити великий князь Георгий Всеволодович с племянниками Васильком и Всеволодом напрасно дожидался подкрепления: братья не пришли. По старому стилю 4, а по новому 17 марта 1238 года подошли войска Батыя, и сражение началось. Татищев писал: "Русские весьма храбро бились, лилася кровь, яко вода, и долгое время никто не хотел уступить, но к вечеру стали безбожники одолевать и, смяв полки русские, убили князя великого и сыновца его Всеволода, многих воевод и бояр, со множеством войска русского на месте том".
Храбрость Василька была замечена даже Батыем, и он приказал взять его живым. На раненого Василька издали накинули аркан и стащили с коня. Батый, восхищенный красотой и удалью молодого князя, предложил Васильку принять их веру и служить у них. "Враги моего отечества и Христа не могут быть мне друзьями", - отвечал Василько, - "о темное царство! Есть Бог, и ты погибнешь, когда исполнится мера твоих злодеяний". Татары, оскорбленные смелыми его ответами, бросились на него с мечами. Варвары умертвили его и бросили в Шеринском лесу."
Князь Василько погиб мученической смертью. В летописи мы читаем его последнюю молитву: "Господи, спаси чада моя Бориса и Глеба, и отца моего епископа Кирилла, и жену мою Марью".
Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь с Белого озера, пожелал видеть место трагедии на реке Сити. Он отыскал в куче мертвых тел обезглавленные останки князя Георгия, которые узнал по княжескому одеянию. Голова Великого князя также была найдена. Епископ Кирилл привез тело князя Георгия в Ростов и положил его в княжеской усыпальнице, в Успенском соборе. Тело князя Василька по одним источникам было найдено сыном местного священника, по другим – какой-то женщиной, которая завернула его в саван и дала знать княгине в Ростов. Княгиня Мария привезла останки любимого супруга в Ростов, где они были положены в той же усыпальнице, что и тело князя Георгия. Там же прежде была похоронена и мать князя Василька. Оба князя причтены Церковью к лику святых. Память св. князя Георгия совершается 4/17 февраля, а св. князя Василька – 4/17 марта. Княгиня Мария осталась одна, без всякой родственной помощи. Ее отец, Михаил Черниговский, и брат Ростислав были в Венгрии. Но поддержка у нее все-таки была: ее ободрял епископ Кирилл. В летописи о нем говорится, что народ собирался к нему в ростовскую соборную церковь послушать "ученья его еже от святых книг". Летописец удивляется его "любовному ученью же и тщанью", называет епископа "словесе детелем" и "учительным". Эта оценка дает основание считать епископа Кирилла одаренным церковным писателем и проповедником. Я берусь утверждать, что епископ Кирилл был духовным отцом княгини Марии. Князь Василько в своей предсмертной молитве упоминает "отца своего епископа Кирилла", хотя его реальный, уже покойный к тому времени отец – князь Константин. В "Словаре книжников и книжности Древней Руси"находим : "В тяжелые годы борьбы с монголо-татарским нашествием он (епископ Кирилл) погребает своего духовного сына – князя Василька ".По русским православным обычаям муж и жена имели всегда одного духовного отца, который всегда их исповедовал. В случае каких-то семейных затруднений и конфликтов он мог помочь каждому супругу, зная их обоих. Поэтому епископ Кирилл, который являлся духовным отцом князя Василька, был таковым и для княгини Марии. Только он и сестра Евфросиния (в миру Феодулия), жившая неподалеку в Суздальском монастыре, могли помочь ей советом и молитвой. По обычаю княгинь того времени Мария должна была принять пострижение в монахини у гроба мужа. Но она этого не сделала, а стала управлять ростовским княжеством до совершеннолетия своего старшего сына Бориса. Княгиня Мария являлась смиренной благочестивой христианкой. Поэтому я уверена, что она не самозванно объявила себя продолжательницей дела погибшего мужа, а поступила так по воле своего духовного отца, епископа Кирилла. Он благословил ее нести это тяжкое бремя, потому что не видел, очевидно, более достойной кандидатуры для управления ростовским княжеством. И не ошибся. Была и другая причина, по которой княгиня Мария не могла идти в монастырь: ей нужно было вырастить и воспитать совсем еще маленьких сыновей. Глебу не было и двух лет. Борису было семь лет, и формально он стал ростовским князем. Но фактически всеми делами ведала княгиня Мария.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Положение Руси становилось все тяжелее. Из всех русских городов приходили плохие вести. Князь Василько погиб в марте 1238, а уже осенью того же года в Углич по Волге прибыл представитель Батыя с требованием дани. Улус Джучи, или Синяя Орда, названная в русских летописях Золотой Ордой, устанавливала свое иго. В следующем (1239) году Батый снова напал на рязанскую землю, разгромил Чернигов, а в декабре 1240 года – Киев, "оставляя за собою пепел и пустыню". С Запада нападали литовцы и шведы: достаточно напомнить, что Невская битва произошла в 1240, а Ледовое побоище – в 1242 году. От женщины требовалось большое мужество, чтобы управлять целым княжеством, когда рядом хозяйничали жестокие враги. И оно у княгини было. Она в этих условиях не просто "выживала", а действовала. После разгрома таких крупных центров русского просвещения, как Киев, Чернигов, Рязань, Владимир, летописание почти угасло. Уцелевший Ростов, где сохранился епископ, стал духовным центром Руси. И в этом была огромная заслуга княгини Марии, при которой было продолжено русское летописание.
Известный исследователь древнерусской литературы Д.С.Лихачев, анализируя летописи ХШ века, пришел к выводу, что "летописание 30-х – начала 60-х годов, отраженное в Лаврентьевской летописи, а с 1263 по начало 70-х годов в Симеоновской летописи, велось в Ростове". Лихачев отметил, что в этих частях летописи "настойчиво повторяется имя ростовской княгини Марьи. Упоминание женщин-деятелей необычно для русских летописей. И уже по одной этой настойчивости, с которой летописец отмечает имя Марьи, возникает подозрение в ближайшем отношении ее к ростовскому летописанию. Наши подозрения обратятся в уверенность, как только мы ближе сопоставим целый ряд мелких фактов и самый характер ростовских летописных записей 20-60-х годов ХШ века… Круг интересов княгини Марьи точно очерчен ее летописным сводом". Обычно летописцы были скупы на подробности и сдержанны. А в летописи ХШ века очень много подробностей, касающихся князя Василька. Любящая рука описывает его портрет: "Был же Василько лицом красив, очами светел и грозен, храбр безмерно на охоте, сердцем легок, с боярами ласков. Кто из бояр ему служил, и хлеб его ел, и пил из его чаши, и дары получал, тот из-за преданности Васильку никакому другому князю уже не мог служить. Крепко любил Василько слуг своих, мужество и ум в нем жили, правда и истина с ним ходили. Был он сведущ во всем и искусен, и княжил он мудро на отцовском и дедовском столе; а скончался он так, как вы слышали".2 По-моему, не обязательно даже быть ученым, чтобы услышать в этих словах голос молодой вдовы, продолжающей любить своего достойного супруга. Д.С.Лихачев об этом описании Василька справедливо говорит, что здесь " ощущается не только похвала, но и выражение горести утраты". После описания поражения русских войск на реке Калке, в этой летописи есть совершенно неуместная радость по поводу того, что князь Василько не дошел до места сражения и остался невредим. Неуместной она была бы для беспристрастного летописца, "но она понятна, если выражение ее принадлежало его жене – княгине Марье." Описывая поведение Василька перед смертью, автор не сожалеет, что князь не согласился служить врагам, а, напротив, гордится его мужеством: Василько "не покорился беззаконию их". В Лаврентьевской летописи, в последней молитве князь просит Бога, чтобы Он сохранил детей и "жену мою Марию". Как верно замечает С.Кайдаш: "Она даже не названа княгиней, как непременно назвал бы ее посторонний человек". Летописец рассказывает о Васильке с достоверностью очевидца. Подробно описаны похороны Василька в Ростове, всенародная скорбь, и смерть его названа "закатившейся светоносной звездой". Детально описывается торжества по случаю рождения у княгини Марии сына Бориса, позже - женитьба молодых князей – ростовского князя Бориса и Белозерского князя Глеба. Много внимания летописец уделяет двоюродному брату князя Василька – Александру Невскому. Отмечены все его посещения града Ростова, его встречи с княгиней Марией. В рассказах "Батыева рать", "О Невском побоище" вместо сухой записи по годам даны связные, как бы сюжетные повествования о событиях. Некрологи князьям-мученикам составлены как жития. Так, рассказ об "Убиении князя Михайло Всеволодовича Черниговского, внука Святослава Ольговича, от окаянного царя Батыя в Орде", написанный со слов очевидца - ее пятнадцатилетнего сына Бориса – лег в основу раннего канонического жития, появившегося в Ростове в 50-е годы ХШ века. Все это заставляет нас согласиться с Д.С.Лихачевым в том, что автором этих летописей является княгиня Мария.

ДУХОВНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Само летописание на Руси являлось делом политическим: летописи объединяли в себе черты не только исторических хроник и духовно-нравственных поучений, но и пламенной публицистики. "Летописание имело целью проведение определенной четкой идеологии, формирование общественного мнения. В нем усматривался источник политической мудрости и духовного совершенства… Многие князья пали духом, всепоглощающий страх перед злой непобедимой силой Орды парализовал волю. Надо было ободрить их, вселить в них веру в победу, а самое главное – истребить страх." И княгиня Мария вместе с епископом ростовским Кириллом делали это, каждый по-своему. Здесь хочется сказать несколько слов о духовном противостоянии Орды и Руси. Конечно, татары вместе с городами разрушали и храмы, вместе с княжескими сокровищами грабили и священную утварь, вместе с мирскими убивали и духовенство. Но делали это они не по религиозным соображениям, а по своей жестокой природе кочевников-грабителей. В "Истории Русской Церкви" написано: "Монголы не поднимали явного гонения на христианскую веру, как некогда римские императоры в первые века христианства. Чингис в "Ясе", принятой преемниками его за основной закон государства, признавал единого высочайшего Бога, но вместе с тем велел чтить всех богов, чьи бы они ни были; отсюда толпы жрецов идольских в Орде и уважение к жрецам всех религий. В ярлыках (в этих как бы охранных грамотах – А.К.), выдаваемых ханами русским святителям, запрещалось хулить веру русскую под страхом смертной казни, но произвол дикого завоевателя был для него (хана - А.К.) выше всякой религии". Православные русские люди восприняли нашествие монголо-татар как КАРУ БОЖИЮ ЗА ГРЕХИ (вспомним братоубийственные распри между русскими княжествами! – А.К.). В той же "Истории Русской Церкви"читаем: "В премудром намерении Промысла иго монголов было мерою любви, врачевством для нравственных болезней народа русского. Какое же было действие ига на народ? Общее бедствие прежде всего пробудило в народе чувство покаяния: люди русские вспоминали о рабстве Израиля в Египте и возносились мыслию от земли к Небу. Народ сознавал, что он народ христианский, а лютые властители его – неверные, ненавистные Богу. Таким образом утвердилась вера в превосходство христианского учения, Эта вера ободряла народ в скорбях, в трудах самых тяжких. Благодаря вере Христовой, народ русский удержал любовь к разоренной родине и не перенял дикой хищности от монголов". Мне представляется, что в этой цитате находится ответ на вопрос, который я ставила во вступительном разделе реферата: "Что позволяло в то время нашим дедам и прадедам сохранять крепость и достоинство?". В этой же цитате – предостережение современникам –"не перенимать дикой хищности", только, на этот раз, - не от монголов, а от дикого Запада, с его хищным культом наживы. Но вернемся к нашей теме. Епископ Кирилл укреплял дух русских людей, объясняя им смысл земной жизни. Он говорил в своих поучениях о том, что гибель души страшнее смерти тела.
Он помогал побороть страх физической смерти СТРАХОМ БОЖИИМ. Это следует даже из названий его поучений, входящих в сборник "Измарагд" : "Слово святого отца Кирилла, о страсе Божии", "Слово… о исходе души и о двунадесяти мытарствах". А если учесть, что автор летописи хвалит его, как выдающегося проповедника, можно представить, как сильно действовало на исстрадавшихся людей его живое слово. Явно не слишком верующий исследователь ХIХ века Е.В.Петухов допускал, что похвалы "книжности" епископа Кирилла в летописи могли быть лишь "риторической формулой", и что восторженная оценка могла проистекать из личных отношений летописца к епископу или из стремления "выставить и восхвалить своего епископа в противовес другим областям". Это мелочное предположение Петухова совсем не согласуется с суровыми реалиями того времени. Если бы в окруженной со всех сторон врагами, "полной развалин и гробов" Руси не было таких пламенных проповедников, как епископ Кирилл, Русь не устояла бы! Княгиня Мария тоже находилась в числе подвижников, которые отстояли тогда нашу Родину. Своими летописями она вдохновляла русских мужей на подвиг, возбуждала в них героизм. Она ставит русским князьям в пример самых близких ей людей - отца и мужа, а также рязанского князя Романа, которые предпочли мученическую смерть, но не уступили врагам ни своей веры, ни совести. Благодаря ей навсегда запечатлелся образ прекрасного храброго витязя – князя Василька. Когда в 1262 году в ростовской земле началось восстание против монголо-татар, княгиня Мария приветствует его такими словами своей летописи: "Избави Бог от лютого томления бесурьменскаго люда Ростовские земли: вложи ярость в сердце крестианам не терпящих насилия поганых"

МИРОТВОРЧЕСТВО

Еще в то время, когда между русскими князьями не было согласия, княгиня Мария начала проводить миротворческую политику, преодолевая вражду между княжескими родами. Так "в конце зимы 1247 года она сделала важный политический шаг. В бою с литовцами погиб Михаил Хоробрит - старший сын Ярослава Всеволодовича . Княгиня попросила епископа Кирилла совершить над ним отпевание и позаботиться о его теле. Ярослав Всеволодович несколько лет тому назад совершил большую несправедливость по отношению к ростовцам: он лишил старого ростовского епископа кафедры и всех церковных сокровищ. Кроме того, после гибели князя Василько, он через голову младшего сына Константина Ростовского, Владимира, хотел отдать Ростов своему брату Святославу. Хотя этого и не случилось, но причины для обиды и вражды были. В те времена неприязнь к кому-либо переносилась и на его потомков. Отбросив в сторону воспоминания о несправедливости, княгиня Мария отдала последнюю дань погибшему сыну обидчика.
Другой пример. В 1252 году сын Батыя Сартак вызвал князя Александра Ярославича Невского к себе и выдал ему ярлык на великое княжение. Пока Александр Невский находился в Орде, брат Батыя Берке напал на Переславль и убил жену и детей его брата – Ярослава Ярославича. Это выглядело так, будто Александр Невский добивался посылки войск против брата, - татары умели натравливать русских князей друг против друга, - и Ярослав стал едва ли не врагом Александра. В это время только княгиня Мария с сыновьями Борисом и Глебом поддержали Александра Невского, подкрепив свою моральную поддержку и духовной: в 1253 году в Ростове был освящен новый храм святых Бориса и Глеба. Эти святые были покровителями Александра, они помогли ему в битве на Неве. Вот какой чудесный случай описывается в "Истории Русской церкви": "В 1240 г. шведский король, вследствие папской буллы, отправил многочисленное войско под начальством зятя своего Биргера на ладьях в Неву, к устью Ижоры; при войске были бискупы (католические епископы – А.К.), чтобы крестить русских. Благоверный Александр вышел к ним навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. На берегах Невы, где шведы стояли уже станом, встретил Александра начальник приморской его стражи, ижорянин Пелгуй, ревностный христианин, и поведал ему чудное видение, которого удостоился накануне. Ожидая князя, он провел ночь на берегу Финского залива в бдении и молитве. Мрак ночной исчез, и солнце озарило поверхность тихого моря. Вдруг Пелгуй услышал шум на море и увидел ладью с гребцами, овеянными мглою, и двумя лучезарными витязями в ризах червленых; витязи походили на святых страстотерпцев Бориса и Глеба, как изображались они на иконах. Один из витязей сказал другому: "Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику нашему Александру". Битва началась в начале дня и продолжалась до ночи. Шведы бились упорно, но потерпели страшное поражение. Александр собственным копьем "возложил печать на лице" Биргера. Темная ночь спасла остатки шведов: они спешили бежать восвояси, наполнив три судна телами лучших своих мужей и оставив поле битвы, усеянное трупами своих собратий. Эта славная победа и дала Александру прозвание "Невского". По словам летописца воины Александра "не смели приписывать себе победы, но говорили, что за них и вместе с ними сражались ангелы Божии. Указывая на другой берег Ижоры, покрытый неприятельскими трупами, они утверждали, что полки Александровы там не были и не могли пройти туда, но Силы Небесные избивали там шведов".
Александр Невский знал, что всегда найдет в Ростове помощь и понимание. И в трудную минуту жизни, в 1259 году, он прибыл в Ростов и припал ко гробу святителя Леонтия. А случилось вот что. В 1257-1259 годах Берке проводил перепись русского населения для удобства сбора дани. Великий князь Александр приказал принять "татаревых численников". Но новгородцы оказали сопротивление переписи и вынудили ордынцев повернуть назад за войсками. Александру Невскому и Борису Ростовскому пришлось подавить анти-татарское выступление. Щедрыми дарами удалось уговорить ханских послов не приводить войско. После этого у Александра Невского было тайное совещание с епископом Кириллом, княгиней Марией и Борисом. Я позволю себе не согласиться с мыслью, высказанной в историческом очерке Е.В.Плешанова "Ростовская княгиня Мария". Он пишет: "Простой народ был готов биться с ордынцами. Но это было чревато набегами татар, от чего страдало боярское и церковное имущество. Поэтому бояре и церковь стояли за примирение с ордой". Применение классового подхода здесь совсем неуместно. В то время князья и бояре ежедневно рисковали своей жизнью, что гораздо важнее потери имущества. Так, Александр Невский участвовал более чем в двадцати битвах. Чтобы отвести беду от Руси, четыре раза ездил в Орду, где многие князья сложили головы. Просто князья и бояре знали, что достаточных сил для отпора Орде еще нет. "Своей мудрой политикой Александр достиг того, что Русь, совершенно покоренная монголами и не имевшая возможности бороться с ними, получила от своих сильных и диких властителей права державы почти самостоятельной". Они видели всю военно-политическую обстановку и реально оценивали ее: истерзанная Русь не могла одновременно сражаться на двух фронтах – западном и восточном. Они не хотели окончательного разгрома Руси. Кроме того, поскольку Православие было духовной основой жизни народа, то католическая агрессия Запада, соединенная с военной агрессией, была для русских страшнее, чем претензии жадных татар. Ведь без правильной веры и идеологии народ гибнет. Итак, княгиня Мария с сыновьями поддерживали отважного полководца, дальновидного политика – святого благоверного князя Александра Невского. Для объединения княжеских родов княгиня Мария организует важные династические браки: сына Бориса женит на Муромской княжне Марии Ярославне, а Андрея Ярославича (брата Александра Невского) сосватала с дочерью князя Даниила Галицкого. Она пытается примирить врагов. Так, на ее руках, окруженный заботой, умер некогда опасный противник Александра Невского в борьбе за великое княжество – суздальский князь Дмитрий Святославич. Княгиня Мария объезжала ростовские монастыри и творила милостыню. Имела она контакты и с православным ордынским царевичем Петром. Как знать: может быть свой монастырь царевич Петр основал не без ее благого влияния? Тем более, что время постройки основанного ею Спасо-Песоцкого монастыря и основанного им Петровского монастыря приблизительно совпадают.

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. СМЕРТЬ

Во второй половине ХШ века в большинстве русских городов жизнь замерла. Но в Ростове продолжают строить храмы и писать иконы. В этом тоже есть заслуга княгини Марии. В 50 - 60-е годы ХШ века на западном берегу озера Неро, вдали от тогдашней городской черты, возник Спасо-Песковский Княгинин монастырь. Княгиня Мария по благословению духовенства построила его недалеко от церкви Архангела Михаила, основанной в ХI веке святителем Леонтием (и где он принял мученическую смерть). Берег озера в этом месте песчаный. Поэтому к названию прибавилось "На Песках", а благодарность его основательнице выразилась в слове "Княгинин". Княгиня Мария преставилась на праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы 9/22 декабря 1271 года., в возрасте приблизительно 60-ти лет. (Есть какая-то таинственная связь в том, что один из храмов Спасо-Яковлевского монастыря освящен в честь этого же праздника - Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы.). Погребена она по ее завещанию не в княжеской усыпальнице Успенского собора, а в основанном ею Спасском Вот какие летописные свидетельства о ее смерти приводит В.И.Вахрина: "Предаст душу и тихо, и нетрудно, и безмятежно. Вси люди града Ростова стекошася в монастырь св. Спаса, епископ Игнатий, игумени и попове и клирицы, и погребоша ее у св. Спаса в своем монастыре с многими слезами". Через восемь лет в Спасском соборе был погребен младший сын княгини Марии – Глеб, князь Ростовский и Белозерский. Женатый на внучке Батыя, в Крещении Феодоре, Глеб имел возможность помочь и походатайствовать перед татарами за многих русских людей: "многи христианы обидимыя от них избави, и печальния утешая, брашна своего и пития нещадно требующим подавая, и многи церкви созда и украси иконами и книгами". Глеб был первым на Руси строителем судоходных каналов. По его распоряжению для удобства сообщения было выпрямлено в нескольких местах русло Окольной Сухоны. Глеб Ростовский и Белозерский – местночтимый святой. Память его совершается 23 мая и 24 июня по ст.ст. По описи 1719 года в Спасо-Песоцком монастыре было два каменных храма – Преображенский пятиглавый собор и одноглавая Георгиевская церковь. В ХVШ веке Спасо-Песоцкий Княгинин монастырь был богатой обителью. В 1764 году, в связи с изъятием церковных земель в казну, Спасский, что на Песках, Княгинин монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, (основанному в ХIV веке), после чего этот последний стал называться "Спасо-Яковлевским". Постепенно были снесены за ненадобностью все обветшавшие здания Спасо-Песоцкого монастыря. И по сию пору рядом со стенами Спасо-Яковлевского монастыря стоит Спасо-Преображенский собор. Он построен из кирпича в конце ХVП века на том самом месте, где стоял древний деревянный храм Спаса, возведенный еще при княгине Марии. В 50-х годах ХIХ века архимандрит Спасо-Иаковлевского монастыря Поликарп при переделке пола в подвале Спасской церкви обнаружил гроб с телом основательницы обители, княгини Марии. Гроб, тело и одежды усопшей сохранились нетленными. Позже Поликарп вспоминал, что на ножках княгини были одеты желтые сафьяновые сапожки. Остается только удивляться, почему могила была снова заделана, и место ее забыто. И до сих пор неизвестно, где находятся захоронения княгини Марии и князя Глеба.

ВКЛАД КНЯГИНИ МАРИИ В ДЕЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУСИ

Пока я собирала материалы для своего реферата, все больше проникалась уважением, любовью и благодарностью к княгине Марии. Я почувствовала, что благодаря таким людям как она, сохранилась Россия и наш народ. Ее образ является очень своевременным и нужным для моих современниц. Княгиня Мария совмещает в себе, казалось бы, несовместимые черты. Она и женственная, и мужественная; она - любящая мать, и в то же время посылает сыновей в Орду, рискуя их жизнью ради блага Отечества; она и энергичный светский политик, и талантливая писательница, и благочестивая христианка. Я думаю даже, что Ростов не был разорен именно благодаря ее женственности, мягкости, гибкости ума и ее дипломатичной политике. Это позволило городу Ростову стать на какое-то время духовным и культурным центром Руси. Рискну высказать мысль, что княгиня Мария была в какой-то степени предтечей преподобного Сергия Радонежского. Жившая столетьем раньше преподобного Сергия, она, вместе с епископом Кириллом, Александром Невским, и другими выдающимися людьми своего времени, готовила почву, на которой позже смог произрасти Игумен земли Русской. Княгиня Мария тоже внесла свою лепту в будущую победу на Куликовом поле. Я не сопоставляю ее ни по масштабу, ни по степени святости с преподобным Сергием, - это одному Богу известно. Но параллели напрашиваются сами собой.
Преподобный Сергий был основателем монастыря, и княгиня Мария основала монастырь. Его основным оружием была молитва, а ее оружием – летописание. Святой Сергий личным примером учил в монастыре смирению и служению ближним, она подавала князьям личный пример прощения обид. Он духовно объединял русских людей именем Святой Троицы ("воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистный страх розни сего мира"), она призывала к объединению, опираясь на авторитет самых дорогих для нее имен - святых благоверных князей- мучеников Василька и Михаила Черниговского. Думаю, что нашему поколению еще только предстоит оценить историческую роль княгини Марии, – политика- миротворца , летописца и основательницы монастыря. Дочь святого, сестра святой, жена святого и мать местно чтимого святого, она и сама была украшена многими добродетелями. Я надеюсь, что скоро придет время, и наша Церковь тоже по достоинству оценит вклад княгини Марии в дело духовного возрождения Православной Руси. Тогда собранные мной материалы могут пригодиться для подачи в Комиссию по канонизации.

ВКЛАД КНЯГИНИ МАРИИ В ДЕЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУСИ

Пока я собирала материалы для своего реферата, все больше проникалась уважением, любовью и благодарностью к княгине Марии. Я почувствовала, что благодаря таким людям как она, сохранилась Россия и наш народ. Ее образ является очень своевременным и нужным для моих современниц. Княгиня Мария совмещает в себе, казалось бы, несовместимые черты. Она и женственная, и мужественная; она - любящая мать, и в то же время посылает сыновей в Орду, рискуя их жизнью ради блага Отечества; она и энергичный светский политик, и талантливая писательница, и благочестивая христианка. Я думаю даже, что Ростов не был разорен именно благодаря ее женственности, мягкости, гибкости ума и тонкой политике. Это позволило городу Ростову стать на какое-то время духовным и культурным центром Руси. Княгиня Мария вместе с епископом Кириллом, Александром Невским, и другими выдающимися людьми своего времени, готовили почву, на которой позже смог произрасти Игумен земли Русской. Княгиня Мария и князь Александр Невский были теми немногими русскими политиками, которые уже в ХШ веке пытались преодолеть вражду между княжескими родами и добиться единства перед лицом общей опасности. В том, что Русь сохранилась и в будущей победе на Куликовом поле есть и ее лепта. Жившая столетием раньше преподобного Сергия, который духовно объединил русских людей именем Святой Троицы ("воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистный страх розни сего мира"), она призывала к объединению, опираясь на авторитет самых дорогих для нее имен - святых благоверных князей- мучеников Василька и Михаила Черниговского,(а также святых братьев-мучеников Бориса и Глеба, чьи имена носили ее дети.) Подобно преподобному Сергию княгиня Мария основала монастырь. Святой Сергий личным примером учил в монастыре смирению и служению ближним, она подавала князьям личный пример прощения обид. Думаю, что нашему поколению еще только предстоит оценить историческую роль княгини Марии, – политика- миротворца , летописца и основательницы монастыря. Дочь святого, сестра святой, жена святого и мать местно чтимого святого, она и сама была украшена многими добродетелями. Я надеюсь, что скоро придет время, и наша Церковь тоже по достоинству оценит вклад княгини Марии в дело духовного возрождения Православной Руси. Тогда собранные мной материалы могут пригодиться для подачи в Комиссию по канонизации. Хотелось бы принять участие в раскопках, чтобы снова обрести ее нетленные останки, которые и поныне находятся где-то под полом нижнего этажа Спасо-Преображенского собора. Перед тем, как готовить этот доклад, я заказала панихиду по княгине Марии в Спасо-Яковлевском монастыре. Монахи отслужили по ней панихиду, и она стала нам еще ближе.

КОНСУЛЬТАНТЫ:

Я благодарна научным сотрудникам ростовского музея - Вахриной Вере Ивановне и Плешанову Евгению Викторовичу, так как их труды очень помогли мне в работе над этой темой. Я использовала и прямые цитаты из их работ, и перерабатывала их материалы. Также хочу поблагодарить Юревич Александру Сергеевну, свою учительницу по истории Марину Валентиновну и своих родителей за помощь и поддержку.
NB К сожалению, не сохранилось ни одного подлинного изображения княгини Марии, поэтому в качестве иллюстрации я взяла собирательный образ русской княгини той эпохи, созданный И.С.Глазуновым.
Hosted by uCoz